Недавняя история с включением в список экстремистской литературы книг Рона Хабарда заставила меня поинтересоваться, что за список такой и какие книжки не стоит брать с собой в Россию. Тема эта тем более интересна мне потому, что в бытность мою депутатом горсовета пришлось столкнуться с деятельностью саентолгов, адептов Рона Хабарда, в своём собственном поселении. Забегая вперёд, скажу, что мы провели настоящее исследование по данному вопросу и решение, принятое нами было аналогично российскому, правда, на другом юридическом основании.
Можно встать в позицию мягкотелого либерала и отвести саму идею подобных списков, назвав их происками кровавой путинской гебни. Но данная позиция изначально ущербна с моральной точки зрения. Любое государство, даже самые либеральное, имеет право себя защищать. Иначе оно развалится и погребёт под своими обломками всех, включая самих либералов. Что бы ни говорили, в российском списке запрещёной к распространению литературы прослеживается чёткая логика. Другое дело, что я не во всём с этой логикой согласен, кое-где мотивы включения в список тех или иных произведений не имеют ничего общего с противодействием экстремизму, но эти вопросы заслуживают отдельного рассмотрения. Литература и другие материалы попадают в список по решению российских судов. И составителям данного списка не позавидуешь. Например, чтобы запретить какую-то экстремистскую листовку, карикатуру или плакат, необходимо их описать. Описание же зачастую делает саму карикатуру ненужной. Например, в пункте 414 списка, среди прочего, запрещаются материалы, описанные так:

•агитационный плакат с изображением автобуса "Грозный - Москва" и афиши "Норд-Ост",

•листовку с изображением девочки и надписью "Папа, ты защитишь меня от черных?", "Русское освободительное движение ждет тебя!"

Согласитесь, прочитав описание, каждый желающий изготовит подобные листовки собственноручно. Даже если говорить не о листовках, а о книгах, очень многое можно уяснить из самих заглавий. Если бы я был воином джихада и у меня оставался бы последний патрон, я уже знаю, на кого его потратить, на кафира или на мувафика. Ответ - в заглавии одной из запрещёных книг.
Второй проблемой является то, что список становится настоящей энциклопедией для экстремиста. Например, если товарищ неоязычник горит желанием избавить Русь от жидовско-православного ига, он без труда найдёт всю литературу "по теме", отыщет и скачает через Интернет недостающие ему тексты и плакаты, познакомится заодно на "запрещённых" форумах или их клонах с соратниками и станет намного круче. Держитесь, попы и раввины! А заодно наш герой найдёт коллег-городских партизан и получит у них рецепт взрывчатки. И всё это при помощи одного федерального списка.
Третья проблема, границы. Как отличить богословские труды по тому же Исламу от пропаганды ваххабизма. Допустим, со статьёй "Полюбить сражение и не искать мира" всё ясно. А со статьёй "Пост Рамадана и его значение в Исламе" уже не всё. К таким, граничным текстам, относятся и книги Рона Хабарда. С одной стороны, они не содержат призыва к насилию, терроризму, свержению власти. Но как быть с призывом или пропагандой других правонарушений. Допустим, Сергей Мавроди, обладающий, кстати, литературным даром, решит написать книгу-пособие и озаглавить её "Как отнять у лоха бабки". Что делать с таким произведением? И потом, если в списке около тысячи наименований, как уследить за всем и кто это должен делать. Если всё запрещено, то всё разрешено.
У меня дома где-то завалялась антисемитская книжка "Удар русских богов". Несколько месяцев назад я купил её за 20 шекелей в Тель Авиве. И пусть не просят меня российские читатели рассказать им, о чём эта книжка. Нет нет и нет! Запрещено!