Промелькнувшее в моей френд-ленте сообщение о первом упоминании Москвы навело меня на мысль покопаться в интернетах на тему истории городов русских (и украинских). Хотел посмотреть, насколько Киев древнее Москвы. Всегда знал, что первое упоминание о Киеве содержится в "Повести временных лет" и относится где-то к 860 году. Но сегодня обратил внимание, что сама "Повесть временных лет написана где-то в ХІІ веке. Да, она охватывает несколько веков и история Киева начинается примерно с 860 года, но сам документ более поздний. Стал искать, нет ли более ранних упоминаний, и нашёл. Оказывается, первый раз Киев упоминается в "Киевском письме" на иврите, найденом в каирской синагоге. Некто из киевской еврейской общины поручился за своего брата, брат умер, а бабки возвращать надо. И просит должник помощи у всех евреев мира. О самой еврейской общине в письме говорится, что большую её часть составляют хазары, несколько собственно евреев и примкнувший к ним славянин. "Киевское письмо" датируется началом ІХ века, самое позднее, 930 годом и является первым письменым упоминанием о Киеве, дошедшем до нас. Письмо это не удивляет, ибо те земли как раз тогда находились под влиянием Хазарского каганата, а там вся знать исповедовала иудаизм. Удивляет другое - я легко накопаю стопку писем на иврите же на эту же самую тему, этими же словами, датированных 2012 годом. Про поручительства, долги, обращения к богатым соплеменникам и т. п. Иврит консервативен и древние тексты нам читать легче, чем русским ту же "Повесть временных лет". И если я начну описывать еврейскую общину любого города, не будет там хазар, но всё остальное будет, включая примкнувших славян. Как ни крути, а в Киеве перемен с тех пор произошло больше, чем в наших обычаях и делах. Только вчера я подписывал гарантийное письмо своей знакомой. И иногда, пообщавшись с израильскими банками, хочется куда-нибудь в Киев.