В дипломатическом языке иногда приходится переводить с русского на русский. Или с иврита на иврит. Президент России Путин и Президент Израиля Перес сегодня вместе присутствовали на открытии меиориала Красной армии в Натании (Израиль). Слова Переса о том, что "Россия, разгромившая фашизм, не допустит, чтобы Иран угрожал Израилю и предотвратит кровопролитие в Сирии" надо понимать так: Израиль очень хочет понимания России по Ирану и совместной работы в этом направлении, иначе говоря, прекращения ядерной программы Тегерана. В Сирии же Израиль понимает и принимает российские интересы и дистанцируется от обеих сторон конфликта. Если России удастся сохранить режим Асада, Израиль не видит в этом какой-то проблемы.
На первый взгляд, Иран и Сирия неравноценны. Но давайте посмотрим внимательнее. Иран слишком велик и сложен, чтобы полностью находиться в фарватере России. Режим в Иране религиозный, геополитический вектор неизбежно пересечётся с российским в Средней Азии. В Иране всегда будет много факторов влияния. Сирия же, имеющая выход к Средиземному морю, меньше, проще и существование её режима ПОЛНОСТЬЮ будет зависеть от России. Алавиты боготворят Москву. Парадоксальным образом, арабская весна и гражданская война в Сирии делают возможным заключение мирного соглашения с Израилем именно при этом режиме, если устоит. Причём, без болезненных уступок какой-либо из сторон, а лишь играя формулировками. И России, и Сирии нечего ловить на суннитском поле. Следует помнить и о влиянии Сирии в Ливане. А Сирия и Ливан это ключ к установлению сухопутного сообщения между Европой, Азией и Африкой. Причём, дороги можно провести и через Иорданию, и через Израиль. При таком раскладе России выгоден слабый Иран и нестабильность судоходства в Персидском заливе. Нефть поедет по суше прямо в порты Сирии, которые будут в руках российских кампаний. А Израилю спокойнее видеть в Сирии Россию, а не Иран.
Запад сделал ставку на суннитский мейнстрим. Именно поэтому так остервенело пытаются сделать Сирию суннитской. Но уже сейчас ясно, что даже падение режима Асада не приведёт к этой цели, а лишь спровоцирует распад Сирии и Ливана и переформирование этих стран. Курдистан практически уже самостоятельный игрок, произраильский. Шанс России в этой игре - создание несуннитского блока. И эта картина прояснилась ещё отчётливее сегодня, на открытии мемориала бойцам Красной армии на берегу Средиземного моря.
Мемориал