Одной из главных целей объединения правых израильских партий Ликуд и Наш дом Израиль (НДИ) является упорядочение политической системы. Лидер бывшей НДИ Авигдор Либерман хочет видеть в парламенте не электоральных карликов, рождающихся и умирающих в вечном броуновском движении и амёбном делении-поглощении, а 4 или 5 больших устойчивых партий. Если быть точным, при повышении электорального барьера до 5 процентов, партий останется именно 5. Правая (националистическая с рыночной ориентацией), левая (либеральная с социалистической ориентацией), арабская (с террористической ориентацией), религиозная и поселенческая. Я поддерживаю идею Либермана, управлять страной при упорядоченной системе будет намного легче. Когда-то я уже писал, что есть вещи, парадигмы, обусловленные национальной ментальностью, которые пронизывают любое общество сверху донизу. Нравы котельной имеют общие черты со на нравами академии. Так вот, израильская политика имеет давнюю традицию базара. Именно базара- шумного, восточного.
- Поможем нашему соседу Йоси пройти электоральный барьер!
- Двинем зеленщика Менахема в Кнессет!
- Голосуем за партию таксистов против водителей автобусов!
Даже внешний облик типичного израильского политика начинает напоминать рыночного торговца:
Конечно, всё это создаёт неповторимый, ни с чем не сравнимый колорит, политика стала ещё одним национальным видом спорта, все участвуют и болеют. Колорит этот, безусловно, уйдёт. И мне его по своему даже жалко. Но на нынешнем этапе развития общества требуются профессиональные политики, профессиональные менеджеры, профессиональные управленцы. На базаре хорошо торговаться. Жить на базаре тяжеловато.
Базарная ментальность порождает чудовищные ситуации. Я видел лётчика, чей самолёт был сбит во время Войны Судного дня. Он сломал позвоночник, но восстановился, вернулся в строй. И лётчик этот получает нищенскую пенсию, потому что не в состоянии унижаться и клянчить себе инвалидность в Службе национального страхования, торговаться с ними. И я видел профессиональную симулянтку, которая выбила себе в нац. страховании полную инвалидность, ничем особенным не болея. Молодая, сильная, она получает больше пожилого лётчика-героя. И горланит, торгуется, хочет ещё: "Йоси, я за тебя голосовала, или ты хочешь на следущих праймерис потерять все голоса матерей-одиночек?"
На нынешнем политическом рынке небольшие, но ладно скроенные группы интересантов буквально раздирают тришкин кафтан бюджета. Тянут на себя трещащее по швам одеяло. Так что, наверно, Бог с ней, с традицией. Бог с ним, с колоритом... У папуасов была традиция поедать пенис поверженного врага, например. Либерман прав, пора заканчивать базар.
Израильские политики любят посещать рынок Махане Егуда в Иерусалиме. Между перцами, яблоками и арбузами они чувствуют себя, как дома. Ципи Ливни на рынке - гнилой товар по сходной цене: