Я ждал первой речи лидера "Еврейского дома" Нафтали Бенета в Кнессете. Потому что первая речь во-многом программная. Но речи Бенета ещё и ярки. Как-то он умеет подбирать эти армейские образы, что бьют прямо в точку. Такие понятные для всех, кто носил форму. Сегодня он вспомнил про "маса алунка", марш-бросок с носилками. На носилках лежит "раненый" товарищ (а если в бою, то раненый без кавычек). И надо бежать, на ходу сменяя уставших под носилками, но нельзя замедлять темпа и уронить носилки. Уронить носилки - убить человека. Нафтали говорил сегодня о нашей раненой стране, о нашем обществе. Он говорил о том, что в начале марш-броска восемь солдат несли одного. Потом семеро двоих. И сегодня уже пятеро несут четверых. И если ультраортодоксы не станут служить в армии и работать (а вслед за ними и многие светские, не желающие быть "фраерами"), мы уроним носилки. "Я не дам нанести вреда миру Торы, восстановленному на руинах Холокоста. Но я не соглашусь, чтобы одни матери не спали ночей, беспокоясь за судьбу сыновей, а другие - нет. Если мы братья в радости, мы должны быть братьями и в скорби." Называя ультраортодоксов братьями, говоря об их социальной ответственности, он сформулировал конечный вывод: "Так это продолжаться не может." Впрочем, они и сами поняли по результатам выборов то, что упорно не желали понимать десятилетиями. Не до конца, конечно, но хотя бы начали понимать. Моше Гафни из "Еврейства Торы" обратился сегодня к собственной пастве: "Или вы по-настоящему учитесь, или в армию, а потом работать." Две самые страшные кары.

Нафтали Бенет говорил сегодня и о том, что на этом маленьком кусочке земли нет места для двух государств. "Перед всеми разговорами о территориальных уступках давайте признаем, что земля Израиля принадлежит народу Израиля. А об остальном можно спорить."

Сегодняшняя речь Бенета и вчерашняя Яира Лапида, во многом перекликающаяся с ней и даже, пожалуй, ещё более яркая (всё же Лапид - писатель и журналист), ясно показывают, что лёгкой жизни у Нетаниягу не предвидится. Ему предстоит серьёзный разбор полётов с теми, кто несёт носилки. Но лучше разговор в парламенте, чем взрыв народного гнева на площадях. Стихотворение моей супруги (поэтесса Елена Викман) как-то попало в моё сегодняшнее настроение:

Какая, к чертовой маме, империя?
Дайте нам этот кусочек земли,
Сквозь дымку озерную контуры Тверии
И Беер Шеву в пустынной пыли...
Теплый безудержный ливень в субботу,
Маки в полях и слепую жару,
Злые гудки по пути на работу,
Синие полосы снов на ветру.

Дайте похожий на белую лестницу Ерушалайм...
Вон по щербатым ступенькам ангелы сходят к траве.
Зреют лимоны, и все, что мы пожелаем,
Как облака - печати на синеве.
Ничто не сказано даром. Чайки дерутся
На набережной бегают и поют.
Дайте нам этот кусочек - как разноцветное блюдце
В форме меча. Авось его не разобьют.

Нафтали Бенет в Кнессете. Голос тех, кто несёт носилки.