Если бы я не потёрся в разных жизненных ситуациях, я бы, как, наверно, многие обыватели, наблюдая за ходом коалиционных переговоров, думал: "Что делает правящая партия? Они роют себе ямы на ровном месте, они нюх потеряли!" Но я потёрся, я знаю. И понимаю, что если у кого-то "крокодил не ловится, не растёт кокос", хотя, по логике вещей, всё должно быть наоборот, есть какой-то косяк, некая краеугольная фундаментальная фишка, которую не видят в упор. Представьте, человек идёт по улице и всё видит правильно, кроме... канализационного люка. Все последние дни я пытаюсь понять, какой канализационный люк не видят Нетаниягу и Либерман? И нахожу один единственный, но они его не замечают в упор. Есть некий "божественный ветер", назовём его так. Невидимая рука свыше, направляющая события. Нет, это не работает примитивно: "Согрешил и будешь наказан!" На высших этажах куча сдержек и противовесов. Но полагаясь лишь на трюки, опросы, политические комбинации и отрицая некое нравственное начало вещей, ты неизбежно заходишь в тупик. В своё время на этом же погорела ныне сидящая в глубокой жоппозиции партия "Авода". Разумеется, политики часто врут. Но ложь ведь тоже бывает разной. Оболгать больших раввинов, приписав им слова, которых те не говорили или говорили не в описанном смысле. И сделать это в Субботу, когда те не могут ответить. И всё это ради перетягивания нескольких мандатов внутри одного лагеря. Нет, теоретически можно всё. Но почему вы тогда удивляетесь, что теперь никто не верит ни одному вашему слову и что другие партии сбиваются в стаи, чтобы вместе с вами торговаться. А что вы хотели?
Когда-то давно нас провели через ускоренный курс лекций о политике, т. к. во время гражданской войны в Таджикистане не было времени на долгие философии. Читали лекции самые умные люди, которых они нашли в стране и которые говорили по-таджикски. Один из лекторов раскрыл суть понятия "политическое движение". Политическое движение это движение оппозиции к власти. Назовём оппозицию претендентом. Претендентом на власть. По мере движения к власти надо нарастить силу. И существуют всего лишь три политических движения:
1) Претендент возникает на маргинальном фланге и нарастает к центру. Консенсус сдвигается к флангу (не важно, "впрао", "влево", в сторону силы). Но и претендент становится умереннее по мере того,как напитывается силой. Вчерашние маргинальные единомышленники-догматики, не могущие измениться остаются на маргинальном фланге и подталкивают новую силу, подчёркивая её "центризм". Этакий заградотряд. В конце концов происходит решающая схватка за власть. Или долгая позиционная война на выживание.
2) Вспышка по центру. Претендент возникает в центре политического спектра, мало чем отличаясь от власти идеологически, но подчёркивая свою "чистоту" и их "замаранность", кидая популистские лозунги. Такое случается при не очнь сильной и непопулярной власти. В отличие от планомерного роста "с фланга", центристская сила может набрать популярность молниеносно. А если не наберёт, так же молниеносно зачахнет. Учитывая короткий век такой силы, схватка за власть начинается сразу. В отличие от флангового роста, тут "или пан, или пропал". Боливар не выдержит двоих. И тут всё зависит от гибкости и расторопности власти.
3) Право-левая оппозиция. Это самый тяжёлый манёвр. Его никто в оппозиции не желает, это очень нестандартное телодвижение. Такие союзы всегда вынуждены. Они возникают тогда, когда что-то во власти очень не устраивает других участников политической игры. Не массы, а элиты. Власть сразу оказывается в окружении, но у неё есть манёвр: прорыв. Разбить союз претендентов. Обычно массы сторонников консервативнее лидеров. Пламенным либералам и коммунистам тяжело принять душой союз Немцова-Удальцова, например. Власть рвёт союз, вгоняет клин. Обостряет противоречия. разделяет, чтобы властвовать. Покупает, в самом крайнем случае. Участникам право-левого союза необходимо увеличить плоскость соприкосновения (нас разделяют мелочи, а связывают тысячи узлов), внушить массам ненависть к власти, чтобы она пересилила ненависть к вчерашним оппонентам. В подавляющем большинстве случаев власть выигрывает схватку. Но если сомкнулось кольцо, если проведена социализация масс, если не удалось купить кого-то из претендентов... власть постигает судьба Паулюса в Сталинграде.
Союз Бенета и Лапида в коалиционных переговорах - право-левая коалиция. Власти надо было очень постараться, чтобы нарваться на такое. Но вся эта война против лидера "Еврейского дома" и Аелет Шакед, инициируемая и направляемая супруой премьер-министра Сарой Нетаниягу, вышла за рамки любых приличий. Видит Бог. они очень старались. Но партии ШАС надо было стараться ещё сильнее, чтобы оказаться в том же кольце окружения. И эти тоже постарались, то возвращая к власти сидельца Дери. то показывая русофобские ролики про Марину, то называя Бенета гоем. Но, видать, мало им было право-левой оппозиции. Надо было уж совсем преуспеть, чтобы это кольцо сомкнулось. Но смогли же, чёрт возьми. Никогда ещё Тель Авив (гнездо Лапида) и Кирьят Арба (гнездо Бенета) не были так близки. Никогда ещё не дружили мы вместе против Иерусалима (гнездо Ликуда и ШАСа). Но надо было уж совсем перестараться, чтобы Бенет отказался от должностей министра финансов, замминистра обороны, министра по делам религий и образования, оставшись верным союзу с Лапидом. И чтобы раввины его в этом поддержали. Но теперь уже всё... Синдани заметила сегодня, что разоблачительная публикация в австралийской прессе об умученном жидами агенте Мосада как-то связана с выборами. Я интуитивно чувствовал, что она права, но... выборы ведь уже состоялись. И потом, какая разница австралийцам, когда сливать. Логичнее поднять шум перед выборами, ещё одна палка в колёса Нетаниягу. С тяжёлой головой я изложил позицию Синдани теневому совету (звёзды первой величины, которые объединились под предлогом консультативной помощи нашему списку на муниципалах, но на самом деле они просто мощная аналитическая команда, решающая задачи намного более важные). Мнение товарищей: публикация - катапульта Нетаниягу. Скандал будет тлеть на медленном, но жарком огне. И если премьер придёт к невозможности создать правительство и лавировать и далее между Обамой в Вашингтоне, Лапидом в Тель Авиве и равом Лиором в Кирьят Арбе при звеняще пустой казне, он примет ответственность за жмура на себя и покинет горящий борт. Видит Бог, перед выборами все хотели, чтобы Нетаниягу оставался у власти. Этого до сих пор все хотят. Кроме, наверное, его супруги.