Моя ПЧ Мараслава спросила о причинах плохого настроения, столь частого у меня в последнее время. Не знаю, это объяснить сложно. Дело в том, что у меня, как, наверное, и у большинства израильтян, есть глубокая вера, некое религиозное чувство. Оно не выражается ни в какой атрибутике, внешне я человек абсолютно светский. Но это сидит глубоко внутри, как писала моя супруга: "...Поползновенье верить не выгонишь взашей"
Фраза, вмещающая всю ТоруЯ знаю, что вся Тора, данная людям на горе Синай, сводится к одной единственной фразе, максиме Гилеля: "Не делай ближнему того, что ненавистно тебе самому." Это альфа и омега. Поэтому заповеди делятся на две категории: "Человек - Богу" и "Человек - Человеку". Так вот, нарушение заповедей "Человек - Человеку" страшнее в тысячу раз, чем не соблюдение тех, которые Богу.
Отмазки для БогаСамое страшное, что может случиться с обществом, это "ивут а-дин" - "искажение правосудия." Потому что оно влечёт за собой "ивут амот мида" - "искажение нравов и суждений". Если вы спросите у психиаторов: "Какой основной признак душевного недуга ?" - ответом станет: "Потеря критичности". Когда у нас это только начиналось, искажение суждений, я говорил, что оно чревато потерей критичности общества. Сегодня мы на грани. К сожалению, люди видят только внешнюю оболочку событий. Они не вникают в тонкие духовные материи. Но я вижу не столько сами события, сколько их внутреннюю подоплёку.
Когда-то меня попросили прочитать лекцию про Элишу Бен Абоя (мудреца, разуверившегося в Торе) абсолютно неподготовленной публике. И лекция быстро переросла в дискуссию по общерелигиозным вопросам. Мне приходилось упрощать очень сложные вещи до уровня чуть ли не жаргона. Я сказал им фразу, которую повторял потом не раз: "Бог принимает отмазки!" Это сложно понять, ведь он же Всевидящ и Всемогущ... Но он принимает всё то, чем мы оправдываем свои действия перед собою и окружающими. Правда, с одним существенным "но". Всевышний проверяет наши слова. Он создаёт ситуацию, когда отмазка не катит, просто счищает кожуру. И тогда мы оказываемся перед необходимостью поступка. И поступок обнажает нашу внутреннюю суть. И после этого уже ничего не приимается, никакие отмазки. И воздаётся за всё.
Обнажение сутиТысячи раз я слышал от властей, что сотрудничество с ультраортодоксальными партиями - вынужденная мера, что без них нет ни одной коалиции. Я всегда знал, что власти врут, но... Бог принимает отмазки. А потом проверяет. И Он послал такие результаты, что можно легко обойтись "без них". Даже легче, чем с ними. И тут наступил момент истины. Оказывается, это не вынужденная мера, а внутренняя сущность нашей власти. Оказывается, они убеждены, что есть те, которые должны работать, платить налоги, чьи дети должны рисковать собой в боевых частях и те, "белые люди", которые ничего этого делать не должны. Они считают справедливым, что одни граждане могут заселиться в новые большие квартиры в специально построенных для них новых городах, ни разу в жизни не побывав на работе, а другие - работать десятилетиями и не заселиться никуда никогда. Нет, это не зависть говорит во мне, у меня есть квартира. Это просто чувство ущемлённой справедливости. Они не "вынужденно" уступают русофобии партии ШАС, они сами такие. А всё, что они говорят - не более, чем отмазки.
Нетаниягу пытается создать противоестественую коалицию с ШАСом и Аводой. Там нет ничего общего, кроме ненависти к Маринам и Наташам и желания "всё поделить". Это агония. И хотя я понимал. что агония неизбежна, что в конце концов, ревизионисты окажутся на той же свалке истории, что и социалисты, мне не очень весело всё это наблюдать. Любая теория, исключающая нравственное начало, придёт к своему концу.
Компас нашей жизни смещается от Жаботинского к раву Куку. Но я-то знаю, какой тяжёлой будет последняя схватка. Что нам предстоит впереди. Ни одна элита не уступит своё место без боя.
Публично и демонстративно В иудаизме есть понятие "паресия". Паресия - демонстративное публичное действие. Имеется всё же разница между "тихо украсть три рубля" и отбирать у прохожих деньги на центральной площади города. Между танцем у шеста в стрип-клубе и обнажением в Соборе Парижской Богоматери. Публичным демонстративным действием человек говорит: "Так и надо. Я сильный и отберу у тебя бабки прямо на площади." Тот, кто тихо крадёт три рубля, понимает, что это плохо, стесняется, прячется, хотя бы боится. Тот, кто грабит публично - гордится своим поступком и никого и ничего не боится в принципе. То, что было совершено некоторыми партиями перед выборами - хилуль а-Шем, оскорбление имени Бога и Его учения. Но они продолжают, они не унимаются. Они отводят отмазку, что совершили то, что совершили в предвыборной лихорадке. И делают это сновоа и снова, публично и демонстративно. И понимая то, каким бывает наказание за "хилуль а - Шем бе паресия", я грущу. Так же, как я грустил, когда Шарон разрушил Гуш Катиф (пояс еврейских поселений в Газе). Не только из-за Гуш Катифа, но и из-за Шарона. Мне стало понятно ещё до инсульта и комы, что ничего хорошего Шарону не светит...
Конечно, Нетаниягу далеко до Шарона. И грозит ему потеря власти, а не потеря жизни. И то не сейчас, а через пару лет. Но мне всё равно грустно. На этот раз за себя. Слишком долго я пытался обманывать себя самого и в упор не видеть того, что чувствовал с самого начала. Но фальшь, как говорил поэт, опасна эхом.
О том, почему мне грустно
Моя ПЧ Мараслава спросила о причинах плохого настроения, столь частого у меня в последнее время. Не знаю, это объяснить сложно. Дело в том, что у меня, как, наверное, и у большинства израильтян, есть глубокая вера, некое религиозное чувство. Оно не выражается ни в какой атрибутике, внешне я человек абсолютно светский. Но это сидит глубоко внутри, как писала моя супруга: "...Поползновенье верить не выгонишь взашей"
Фраза, вмещающая всю Тору
Отмазки для Бога
Обнажение сути
Публично и демонстративно
Фраза, вмещающая всю Тору
Отмазки для Бога
Обнажение сути
Публично и демонстративно