Когда случается похищение детей террористами, каждый из нас, живущих в этом районе и занимающихся общественной работой, начинает проверять себя. Что я сделал, чтобы этого не случилось, мог ли сделать больше?

Мне грустно это говорить, но я всегда знал, что это случится. Я живу с этим страхом уже много лет. Мог ли я сделать больше? Навряд ли. Цви Кацовер, бывший мэр поселения, дал мне в местном совете много портфелей, один из них - портфель транспорта. Транспорту мы с ним уделяли больше внимания, чем остальным темам вместе взятым. Мы добились того, что автобусы во всей Иудее и Самарии стоят вдвое меньше, чем во всех остальных районах, включая практически бесплатную стыковочную поездку внутри города. После нашей реформы каждые 20-30 минут отправляется автобус из Хеврона-Кирьят Арбы в Иерусалим, каждые два часа в Беер Шеву. Мы добились от кооператива "Эгед" обновления автопарка, чтобы большая часть этих автобусов была поновее, а не драндулеты. А это сложно, учитывая, что изготовить пуленепробиваемый автобус труднее, да и срок его службы меньше. Мы добились возвращения автобусов в Кирьят Гат и между поселениями нашего района (это уже сделал мой преемник Марк Ниран), хоть они и ходят пустыми. Мы ввели на рынок ещё одну автобусную кампанию, кстати, она из тех поселений, где похитили ребят, но там невостребована. Однако люди всё равно ловят попутки. Зная это, тремпиаду (остановку, где ловят попутки) мы тоже разместили внутри поселения, вторую рядом с выездом, в ораняемой зоне. Мы оптимизировали маршруты.

К чему это привело? К тому, что террористы не стали похищать у нас, пошли к соседям. Хотя соседи и дальше на 15 километров от их баз. И у меня вопросы. Почему у нас, в Кирьят Арбе и в ультраортодоксальном городе Бейтар Илит, пошедшем по нашему пути, автобусы каждые 20 минут, а в Эфрате и Гуш Эционе раз в два часа? Почему не объединены маршруты Эфрата и Гуш Эциона, чтобы увеличить частоту? Вы скажете, есть два поселения Неве Даниэль и Эльазар, которые не вписались бы в новый маршрут. Но у вас же уже готов мост, проложена дорога из Эфрата до Неве Даниэля. Расширьте её, сделайте внутренний проезд ещё и в Эльазар. Он почти готов, кстати.

Людям из Бейтара, ультраортодоксам, нелегко было работать со мной, светским. Но они работали, мы прочертили маршруты и оптимизировали их. Что мешало религиозным сионистам из Гуш Эциона?

Я скажу, что мешало. Мешала концепция. Чтобы в поселениях Гуш Эциона и Эфрате не возникало бедных, безлошадных, автобусное сообщение не развивалось специально. Ещё один финансовый ценз. Без автобусов в каждой семье просто необходимо иметь две машины. А кто не может иметь двух машин, кто просто школьник, который учится в Гуш Эционе, а живёт в других местах? Для школьников и студентов организованы подвозки, а для остальных - попутки. Но попутки, которые ловятся на дороге, где вместе едут арабы и евреи - плохая идея. Зато костюмчик будет сидеть.

Сегодняшнее заявление мэра Гуш Эциона Давиди Перла о том, что если бы государство позаботилось об эффективном общественном транспорте в его районе, не пришлось бы тратить ещё больших денег на поиски и спасение похищеных, я оцениваю так же, как большинство заявлений этого человека: демагогия. Потому что государство - это он. И он должен был сделать свою часть работы, а не искать виноватых.

Я позвоню Давиди и просто, по соседски, предложу помочь. Бесплатно. Я готов потратить время и посидеть над оптимизацией, хоть давно уже не занимаю никаких должностей и время бизнесмена дорого. И дай Бог, если он меня услышит. Хотелось бы верить, что запоздалое прозрение мэра чем-то поможет нашим соседям.