Об этом писали как-то вскользь неделю назад, но речь идёт о настоящем землетрясении во всём, что связано с арабо-израильским конфликтом. Президент Египта маршал А-Сиси убедился, что союзнические отношения с Израилем могут стать самой лучшей гарантией его стране от потрясений и революций. В своё время Обама хотел сохранить власть "Братьев-мусульман" и именно Израиль, поругавшись с Америкой, настоял на том, чтобы А-Сиси не наказывали санкциями за свержение Мурси, а Египет - не Россия, санкций его экономика бы не выдержала. Союзничество с Израилем во время войны в Газе помогло укрепить авторитет Каира и вернуло Египту в международной сфере всё то, что потерялось во время "арабской весны".
Если и раньше неурегулированность вопроса с палестинцами была опасной раной на теле Ближнего Востока, то сейчас, особенно для Египта и Иордании, это стало смертельно опасной раной, таяшей в себе потенциал скатывания в войну всех со всеми. Поэтому А-Сиси предложил палестинскому лидеру Абу Мазену... 1600 (тысяча шестьсот) квадратных километров египетской земли на Синае, рядом с сектором Газа. Эта земля должна быть присоеденена к палестинскому государству, обустроена с помощью спонсоров и туда пусть возвращаются палестинские беженцы. Египетское предложение позволяло Абу Мазену спокойно согласиться на обмен территориями в рамках тройной сделки Египет-Израиль-палестинцы, причём даже если 10 (даже 20, но 10-15 достаточно) процентов территории Иудеи и Самарии отойдут Израилю и мы сохраним 80 процентов поселений, палестинцы останутся в плюсе, а не в минусе. В большом таком плюсе. В предложении маршала А-Сиси речь не шла о границах в Иерусалиме, но как раз здесь имеется решение. Арабские границы Иерусалима не во всём совпадают с израильскими муниципальными, что даёт свободу манёвра. А Старый город мог получить особый статус, типа Ватикана.
За все годы конфликта никто не делал палестинцам настолько щедрых предложений. Тем более, как положено на Востоке, можно ещё и поторговаться. Обама, увязший по самые уши во всех мировых проблемах, дал зелёный свет проекту, который снимет с него огромную головную боль. А для Нетаниягу это возможность умереть в кресле премьера (даже в возрасте 120 лет) и быть приравненым к Герцлю и Бен Гуриону.
Палестинский лидер Абу Мазен предложение отверг. Желание конфронтации с Израилем победило в нём прагматизм. На самом деле, конфронтация с Израилем - единственный смысл существования палестинского народа. У палестинцев нет ни своего особого языка (в Рамалле и в Газе говорят на двух разных диалектах арабского), ни аутентичной культуры, ничего. Разве что костюм национальный имеется - пояс шахида. Все понимают, что убери конфликт и народ этот превратится в обычных арабов. Но египетское предложение слишком хорошо, чтобы его похоронить. Поэтому похоронят, наверно, не его. "Вам 80 лет,"- сказал А-Сиси, прощаюсь с Абу Мазеном, - "и те, кто придёт за Вами, это предложение примут." Восток - дело тонкое, Петруха, на Востоке говорят образно. И если я правильно понимаю маршала А-Сиси, те, кто придут за Абу Мазеном, придут за ним очень очень скоро. Тот даже не успеет собрать вещичек. Что ж, будем ждать.