В начале этого года я посвящу много места в дневнике предстоящим выборам в израильский Кнессет. Сегодня несколько слов о внутреннем устройстве израильских партий. Существуют партии с демократическим устройством, где проводится праймериз и есть партии где всё решает лидер и несколько приближёных.

Праймериз - участие членов партии в составлении избирательного списка. Обычно выдаётся бюлетень с именами всех балотирующихся и галочкой можно отметить определёное количество имён. А заодно проголосовать и за лидера партии, но лидеры партий обычно усиживают. Демократические партии обычно имеют большую силу в Кнесете, но внутри самой партии влияние лидера ограничено. Почему демократические партии электоральнее? Потому что внутрипартийная жизнь, когда она есть, вовлекает в свою орбиту тысячи людей, а у людей есть семьи, друзья и т. д. Обычно возникают группы влияния, которые собираются вокруг тех или иных кандидатов. Как же лидеру партии оказывать хоть какое-то влияние? Обычно ему дают возможность "забронировать" несколько мест. Кроме этого, у него внутри партии есть сильные группы. Этих групп не всегда бывает достаточно, чтобы провести весь список, но на часть их хватает.

У этой системы два недостатка:

1) Трудно оградить партию от влияния хорошо организованых и мотивированых идеологических или интересантских групп, зачастую чуждых идеологии партии. Типичный пример: группа Фейглина в правящем Ликуде. Эти ребята утянули всю партию вправо и премьеру пришлось потратить много сил, чтобы ограничить их влияние. У нас в "Еврейском доме" поступили иначе, провели короткую недельную кампанию по приёму в партию, членские взносы можно платить только по личной кредитке (или мужа/жены, или родителей/детей) и не дали интересантам времени сорганизоваться.

2) На праймериз побеждают не те, у кого больше друзей, а те, у кого меньше врагов. Это приводит к тому, что менее яркие политики могут оказаться выше, чем более яркие. Пример беру с вчерашних праймериз в Ликуде: Гилад Эрдан обошёл Исраэля Каца в первой пятёрке. Но Кац, после Нетаниягу, самый яркий их лидер. Его масштаб и достижения не имеют там даже приблизительно равных и речь здесь идёт о проверяемом математически факте (количество проектов возглавляемого им министерства больше, чем у остальных вместе взятых). У Каца очень много друзей, но много и врагов. Результат - четвёртое место вместо второго (вслед за Нетаниягу). Конечно, пока места реальные, это не важно. А если места пограничные?

К плюсу системы праймериз я отношу то, что для новых активных людей имеется возможность честно подняться. Этакий вертикальный лифт.

Демократических партий в Израиле 4:

1)Ликуд
2) Сионистский блок (бывшая "Авода", объединившаяся с Ципой Ливни)
3) Еврейский дом
4) Мерец (левацкая партия)

Недемократических больше:

1) Наш дом Израиль - состав списка определяет лидер Либерман и следственный комитет полиции (кого успеют посадить, те не в списке)
2) Еврейство Торы - состав списка определяют Советы мудрецов Торы разных частей партии, литовский и хасидские.
3) ШАС - состав списка определяет Совет Мудрецов Торы и лидер Арье Дери.
4) ЯХАД - состав списка определяют духовный лидер равин Мазуз и политический лидер Эли Ишай. Откололись от ШАСа из-за конфликта равина Мазуза с Советом Мудрецов.
5) Еш Атид - состав списка определяет лидер Яир Лапид.
6) Кулану - новая партия, состав списка определяет лидер Моше Кахлон
7) Исламская партия РААМ-ТААЛЬ - состав списка определяют лидеры Ахмед Тиби и шейх Ибрагим Царцур
8) ХАДАШ (социалисты, коммунисты, в основном арабы, но есть и еврей) - список определяет ЦК партии.
9) БАЛАД - арабские националисты, список партии определяется беглым лидером Азми Башарой по степени ненависти к сионистскому врагу. Чтобы попасть в список, нужно покричать в пользу Газы, попытаться приплыть в Газу на флотилии протеста, нарушив госграницу Израиля, порвать флаг, направить ракеты на Хайфу по сотовому (за это Башара был обвинён в госизмене и сбежал в Катар), желательно отсидеть. У партии есть проблема: она долго призывала к бойкоту сионистских выборов в сионистский Кнессет, а потом сама решила туда идти. Сторонникам было сказано: один раз проголосовать можно, один раз не пидарас. Но помыть руки до и после голосования с мылом. Депутатка от этой партии Ханин Зуаби не может выйти замуж, потому что не родился ещё мужчина кроме Башары, который также сильно ненавидел бы сионистского врага. А Башара в Катаре. А она пока нет. Но нынешние выборы точно убьют это политическое недоразумение, заставив его слиться с исламистами.

Вчера были праймериз в Ликуде, у нас в "Еврейском доме" через неделю. С двумя именами я уже определился (раввин Эли Бен-Дахан и Аелет Шакед), до вторника собираюсь прочитать резюме всех остальных и сделать выбор. На главу партии, разумеется, Нафтали Бенет.