Водил по Хеврону гостей с Украины. Молодые парни, очень любознательные. Они последовательно объезжают все горячие точки Земли. Говорят, что цивилизованный мир можно посмотреть и на старости лет, а горячие точки - лучше, пока есть силы.

Они говорят, что видели худшие места, чем Хеврон (Кабул, Хартум, Пхеньян), но не видели более странных. Во-первых, демаркационных линий, проходящих по центрам городов, не так уж много на Земле. Навскидку вспоминается только Никосия, может, ещё и Могадишо. Если помнить, что Счастье - удалённая часть Луганска, то и Луганск. Но если в других местах демаркационную линию либо пересекают по правилам, либо не пересекают вообще, то тут вроде тоже есть правила, но куча народу с еврейской стороны (да и с арабской тоже) просачивается туда-сюда без всяких правил, иногда целыми автобусами. Город разделён не на две, а на три части (арабскую, еврейскую и совместного проживания). Дороги к городу совместные и поэтому физически что-либо герметично разделить невозможно. Русская православная церковь Святой Троицы находится в арабской части, на территории, подконтрольной Палестинской администрации. Но православным людям сам Бог велел молиться в церкви и запретить этого невозможно. А проверить, кто и насколько православный, Палестинская администрация не может, особенно среди русско и украиноговорящих. Разрешения на работу и на пребывание выдаёт Израиль, но Израиль не может ловить нарушителей трудового законодательства и визового режима в центре Хеврона. А палестинцам незачем их ловить. В результате часть суданских нелегалов (семейные мусульмане) уже там. Несемейные не там, потому что когда у них вскипает кровь и они пристают ко всему, что отдалёно напоминает женщину, в Хевроне их убивают. В результате, эта публика старается держаться мест, где действует израильский суд - самый гуманный в мире. По Касбе бродят толпы европейцев (Норвегия, Голландия) и местные экскурсоводы рассказывают им про то, какие страшные звери эти евреи. Потом они подходят к Пещере Праотцов, где надо проходить контроль израильских солдатов. Сегодня на моих глазах одна экзальтированная норвежка, наслушавшись экскурсии, заявила, что живой не даст им себя проверить и предпочитает остаться перед входом. Экскурсоводу пришлось её успокаивать и объяснять, что не всё так страшно. Потому что пока норвеги находятся внутри Пещеры Праотцов, под контролем проклятых оккупантов, ему надо обежать всю Касбу и собрать откаты.

Видя упорство девушки, он даже спросил меня, знаю ли я голландский или английский и можно ли её оставить под моим присмотром.
- Я веду по украински, английский не очень и она боится евреев.
- Она не отличает еврея от араба, если не в военной форме. Везёт тебе с украинским. Украинцы, россияне не такие щепетильные, откаты можно прямо при них собирать. Хотя с них откатов немного, у них денег меньше.

На площади Ясера Арафата появился фонтан. И всё время дежурит полицейский джип, чтобы дети не купались в фонтане. Чуть дальше целый торговый ряд сотовых телефонов и причандалов. Торговец громко нахваливает свой товар: "Бери, это оригинальный, краденый в Израиле." И полицейских нисколько не стесняется.

И наверно ребята правы. Город, где я живу - очень странное место.