Если оценивать деятельность всяких ботов, то стоит признать, что избранная ими тактика по-своему эффективна. С учётом поставленной цели, разумеется. Загадить любой пост, сделать невозможным серьёзный разговор, отбить желание что-либо писать или комментировать, почему нет. Пожалуй, показывая жопу из окна, тоже можно отбить желание у соседей напротив выглядывать в свои окна. Но дело же, наверно, не в этом. Дело не в том, что делают боты или зачем они это делают. Что от них зависит, если мыслить глобально?

Наверно, проблема как раз в хозяевах этих ботов, во власть имущих. В тех, от кого зависит или они думают, что зависит. И дело даже не только или ни столько в том, что они спиздили у соседей полуостров или с энтузиазмом пионера, наступающего на грабли, прыгнули в сирийский котёл. Наверное, всё это следствия, а не причины. А причины в каком-то диком субъективизме и политическом активизме этих людей. В слепой вере в то, что ход истории зависит от личностей, вождей, что её, как клячу, можно развернуть, взнуздать и она поедет, куда прикажут. Что можно отменить объективно предопределённые вещи какой-то последовательностью действий. На днях вполне серьёзный человек спросил меня, кто, по моему мнению, более виновен в распаде Союза, Горбачёв или Ельцин. И удивился, когда я ответил, что распад Союза был исторически предопределён.

Гитлер мог взять Москву в 1941. Если бы не успели перебросить войска, если бы на месяц позже ударили морозы, если бы... Наполеон же брал. Но он не мог выиграть войны, этот Гитлер. Это объективность, она не зависит от самого Гитлера.

Можно справедливо критиковать Маркса в том ключе, что он не совсем точно определил фазы исторических формаций будущего, таблицы Менделеева не получилось. Но это не значит, что её нет, просто мы её ещё не открыли. История объективна. Можно огромным усилием сотворить флуктуацию, сдвинуть сроки событий, сделать их более или менее кровавыми. Можно, в конце концов, просто закончить ход истории, уничтожив человечество или цивилизацию глобальной ядерной войной. Но пока история идёт, она объективна. И глобально ничего не изменишь.

Философы давно говорили, что последнее глобальное противостояние будет между условными Севером и Югом, а не Западом и Востоком. Россия может примкнуть к условному Югу и оказаться на уровне Саудовской Аравии, чей король недавно посетил Москву. Теоретически, любая страна может к любому блоку примкнуть, включая Израиль. Но в конечном итоге решит уровень развития экономики и общественных отношений. А не количество бомб или нефти, как раньше. В новом, глобальном, информационном мире, у какой-нибудь статьи может быть больше влияния на процессы, чем у десятка тысяч бомб. К этому можно привыкнуть или не привыкнуть, но этого нельзя изменить.

Нынешнее противостояние по сути своей стадиально, это тоже надо понять. Могут возникать любые тактические союзы, но в глобальном, долгосрочном смысле, Юг (или Восток, в старых терминах) обречён. Более развитая система организации общества, условно демократическая, сомнёт системы старые (условно, авторитарные). Это законы диалектики, они работают так. У Китая есть ресурс войти в глобализацию своим путём, но это их путь и скопировать его сложно.

В новой реальности уменьшится роль традиционных государств и территориальных суверенитетов. Каталония может стать независимой, остаться зависимой, но это ничего не изменит. Ибо есть вектор Бахауллы - новая структуризация на мировом уровне, мировое правительство, мировой вспомогательный язык, и действует именно он. Мир пройдёт через стадию ослабления государств и усиления корпораций, сначала передовые страны, потом все. И это объективно. Это необходимая стадия на пути глобализации.

Либерализация - тоже объективный процесс, часть приведения надстройки в соответствие с базисом. И никуда от неё не денешься. Можно не любить "пидоров" и держать мазу за "семейные ценности", но само понятие семьи изменится. Собственно говоря, оно всё время меняется. Семья в начале позапрошлого века и семья сейчас похожи не больше, чем телега и скоростной поезд.

Происходящее можно любить или не любить. Но оно всё равно происходит. И как не крути, я не вижу будущего у авторитарных систем. Я не отрицаю какого-то благородства и красоты в некоторых из них, ими и их героическим падением будут восхищаться потомки победителей, как восхищаются они сейчас благородством каких-нибудь южан в гражданской войне в США или даже белогвардейцев. Но их мир обречён. В своё время мой читатель фаердрагон нарисовал на карте дугу от Тирасполя до Белгорода и сказал, что по этой дуге проляжет граница. Дуга фаердрагона стала здесь, на дайрях, фольклором. Но фишка ведь не в том, где эта граница проляжет. Фишка в том, в какую сторону она схлопнется. Так вот схлопнутся границы внутрь России.

Пока был жив Туркменбаши, в его стране обеды были бесплатные. Теперь уже нет. Я не знаю, сколько продлится эпоха Путина. Я лишь знаю, чем она кончится. Потому что бесплатных обедов, на самом деле, не бывает. И это тоже объективность.