Про выборы в израильский Кнессет, которые намечены на 9 апреля 2019 года, я специально не писал, пока не были поданы в избирательную комиссию списки. Потому что суета суёт и процесс лучше всего виден по результату.
Налицо тот процесс, о котором уже несколько лет судачат политологи. Если в 1992 году пошло дробление и измельчание партий, то теперь наметился обратный процесс: укрупнение и создание блоков. Это не есть ни хорошо, ни плохо, это жизнь. Опыт показывает, что если установить электоральный барьер в 5 процентов, останется 4 или 5 крупных блоков. У нас он пока установлен 3.25 процента (а когда-то был 1.5), поэтому блоков где-то 10. Но процесс укрупнения продолжится даже без дальнейшего повышения барьера. Просто многие партии, пока самостоятельные, в дальнейшем вольются в другие. И шумные выяснения отношений между лидерами переместятся внутрь партий, где им и место.
Оппозиция прилагает огромные силы для смещения Нетаниягу с должности, для этой "святой" цели в лидеры оппозиции был выдвинут генерал Бени Ганц. И поначалу иногда казалось, что вот-вот лилипуты одолеют политического Гуливера. Но Гуливер не даёт им развить инициативу и перехватывает игру. Он уже опережает их на полшага. И дальше разрыв увеличится, потому что Ганц делает ошибки.
Во-первых, Ганцу не удалось навязать товарищам по стае своё безоговорочное лидерство. Пришлось согласиться на ротацию на должности премьера с лидером другой группы. И это в одночасье убило преимущество генеральских погон. Соратничек-то вообще рядовой и служил в редакции армейской многотиражки. И выбирать будут тандем "полсрока один, полсрока другой".
Во-вторых, Ганц глупо наехал на военное прошлое Нетаниягу. Нетаниягу - майор спецподразделения Ген. штаба, воевал, был ранен, участвовал в самых дерзких операциях, потерял брата при освобождении заложников в Энтеббе. И если уж по гамбурскому счёту, и к самому Ганцу имеются вопросы по операции "Несокрушимая скала".
В-третьих, Ганцу не удалось договориться с девушкой Орли Леви, которая символ социально чуткой политики, спортсменка, комсомолка, красавица. Потеряв девушку, он потерял три мандата как минимум.
В-четвертых, у возникшей аморфной партии четыре головы (три генерала и рядовой борзописец), никакой программы и единственное, что их всех объединяет - ненависть к премьеру. А избиратель премьеру как раз доверяет.
В-пятых, оппозиции не удалось раздробить правый лагерь на мелкие партии, Нетаниягу на неделю отложил встречи с Путиным, Трампом, королем Марокко и президентом Либерии, но сбил в одну команду религиозных сионистов и ёпнутых популистов, чтобы не потерять ни одного голоса. Часть религиозных сионистов, правда, сбежала от ёпнутых, но на подхвате уже стоит Нафтали Бенет, создавший новую партию. И голоса всё равно не потеряются.
В общем, остаётся последняя надежда, съесть премьера уже после выборов, уголовными делами. Но что-то там тоже не очень клеится. Обвинения какие-то странные даже для нашего правосудия. Народ ещё больше уверяется в чистоте премьерских рук, если все эти Эвересты расследований рожают даже не мышь, а мураша. Но самое главное заключается в том, что нашему премьеру по итогам его работы трудно кинуть предъяву. Успехи в большинстве сфер политики и экономики настолько явные, что даже как-то неловко их отрицать. Так что и здесь облом.
По-любому, нынешняя каденция будет для Биби Нетаниягу последней. Он не хочет становиться пожизненным премьером, хотя законодательного ограничения у нас нет. К тому же, еще несколько лет и закончится время прорыва. А стабильная фаза потребует другого стиля политики. Тогда, может и наступит время лилипутов. Просто нынешним не повезло, они опередили своё время.