Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же... (с) А. Твардовский

Когда человечество забывает ужасы прошлого, они повторяются. Вчера опять чуть не началась большая война. И чёрт её знает, начнётся ли, а если начнётся, то когда.

Я был на войне и видел, как начинается война. Война начинается, когда исчезают любые механизмы решить проблемы иначе. А проблемы не исчезают. Но доверие между сторонами опускается до такого низкого уровня, что никто уже не слышит слов друг друга и становится уже не важно, кто что говорит.

Но я не помню, когда ставка на войну оправдывалась. Честно, не помню. В 40-е прошлого века не оправдалась ни у кого, кроме, может быть США, которые вступили позже всех и не делали этой ставки.

В Корее не оправдалась.

Во Вьетнаме не оправдалась.

В Иране и Ираке не оправдалась.

В Афганистане не оправдалась.

Войны решают проблемы, создавая ещё худшие. В войнах не всегда определяется победитель, но проигравшие есть всегда. И потом, история - длинная штука и многие победы оборачиваются потом поражениями.

Я ненавижу войны. Не боюсь их, нет, первая моя война не стала, увы, последней. Но я их ненавижу. Хотя и понимаю, что иногда они неизбежны. Сегодня 22 июня, день памяти о той войне. Память - полезная штука. Ведь когда человечество забывает ужасы прошлого, они повторяются.