При словах "Палестинская автономия" израильский навигатор Вэйз начинает глючить не по-децки. Раньше я не знал способов его укрощения и думал, что он там просто не работает. Но он там работает, хотя и нетривиально.

Если ты тупо задаёшь пункт в зоне "А", находящейся под контролем палестинской полиции, не жди от него маршрута. Он либо прикинется шлангом, либо выдаст маршрут до ближайшего КПП. Задавать точку внутри зоны "А" можно только уже заехав в эту зону, изнутри.

Если, даже уже находясь в зоне "А", ты попробуешь задать другую точку в той же зоне на иврите, фиг тебе. Нечего тебе там искать, если ты разговариваешь на иврите.

Точку надо задавать по-арабски. Тогда навигатор выдаст тебе маршрут. Не факт, что он будет самым коротким, потому что карты в навигаторе двухмерны, а дороги в тех местах иногда уходят ввысь или в низь под углом 45 градусов, виляют и петляют, а пробки таковы, что ни один навигатор их не учтёт. Но по выданному навигатором маршруту теперь можно хотя бы добраться до заданной точки. Правда, систематически Вэйз будет сомневаться, менять маршрут, а на экране то и дело будет выскакивать грозное предостережение на красном фоне: "Ты заехал за линию фронта! Прощайся с миром!" или что-то в этом духе. Зато расположение палестинских полицейских (в отличие от израильских) навигатор тебе не выдаст. Потому что палестинские полицейские не штрафуют машины с израильскими номерами. Однако, у этого варианта есть побочный эффект. Погуглив по-арабски какие-нибудь топонимы, учти, что мудрейший Гугль решит, что ты араб. И с этой минуты тебя захлестнёт вал арабской рекламы, вдобавок к ивритской и русской. Мне почему-то предлагают лучших проституток Рамаллы и уроки исламских проповедников. Интересно, за какого араба принял меня Гугль?

Сегодня мы с Леной совершили вылазку по окрестностям, разведку новых дорог. В Вифлееме мы на этот раз не проскочили без остановок российский культурный центр, а остановились огляделись.



Центр находится на улице Путина или, если правильно читать по-арабски, Бутина.



Именем этого человека назван и расположенный там же, напротив бизнес-центр. Бизнесы там, правда, местные, но в концертном зале исполняют музыку Чайковского (чтобы оправдать имя). Вот он:


/


Великий Бутин не проходил до конца улицу своего имени. Редкий президент дойдет даже до середины своей улицы. А если бы дошел до конца, узнал бы, что заканчивается она у психбольницы.

Ресторанов в этом районе несколько. Тот, что в путинском российском культурном центре, почему-то называется "заин". В русском и арабском я не помню такого слова (может, в арабском и есть), а в иврите оно имеется, означает "х*й". Жизнеутверждающее название ресторана на улице Бутина. И лимонад там подают вкусный.


/
Вид из окна ресторана "Заин"



Второй ресторан, расположенный в путинском бизнес-центре, называется "Казачок". Так как своего казачества в Вифлееме нет, казачок, похоже, засланный.



Сам культурный центр предоставляет детям из смешанных семей уроки русского, кружки шахмат и балета, а для взрослых - танцы зумбы и один раз в неделю лекция-беседа по истории и литературе.

С улицы Бутина через центр города, Бейт Сахур и Обедию мы доехали до православного монастыря Мар Саба (Св. Савва), затеряного в пустыне. Виды там фантастические, а в самом монастыре Лену препроводили в девичью башню. Дело в том, что монахам, дабы не впасть в страшный грех, женщин видеть не рекомендуется. Поэтому в монастырь их не пускают, а башня сделана так, что из монастыря ее не видно.


/

/
Лена на фоне башни
/

/
Конечной остановкой стал Иерихон, куда мы доехали через Абу Дис и Маале Адумим. В Иерихоне нет улицы Путина, только Медведева. Медведев был первым президентом, посетившим Палестину, не заезжая в Израиль и чудо это явилось миру в Иерихоне. Причина была прозаической, в те дни бастовали служащие израильского МИДа и визит в Израиль сорвался. Но кого интересуют причины? В честь эпохального визита именем Медведева названа центральная улица Иерихона. Так что, даже когда его забудут в России, в Иерихоне будут помнить о большом подвиге этого маленького человека.



Вифлеем и особенно Иерихон - очень любимые нами города. В Иерихоне есть любимый наш ресторан "Лимон", на середине пути между центром города с русским культурным центром и старым городищем. Ехать по улице Медведева. Ресторан специализируется на местном варианте арабской кухни и делают они это вкусно. Палестинская курица со специями называется "мусахан". Рекомендую.



Иерихон прекрасен своей провинциальностью, уличными сценками, простой архитектурой. Это уходящая натура, а так не хочется, чтобы она уходила.


/


Иерихон - самый низкий город на Земле (350 метров ниже уровня моря), он же - один из самых древних. Тут много "самого самого". Равнодушным он не оставляет, либо влюбляешься, либо ненавидишь.

...Кстати, в Вифлееме на каждом шагу продаются сувениры в честь девы Марии, Рождества и вифлеемской звезды. Ни одного сувенира в честь знаменитой иерихонской блудницы в Иерихоне я не нашёл. Зато нашёл там гору, где Лукавый искушал всеми богатствами мира Иисуса и, как говорят злые языки, Романа Абрамовича. Иисус устоял.

ПостСкриптум: я живу в Хевроне очень давно, с тех пор, когда ещё не было этих границ и заборов. Правительство Израиля установило эти заборы для безопасности проживающих внутри старых границ. Вокруг поселений есть свои заборы, дороги общие и поэтому невозможно закрыть от любого желающего арабские города. Предостерегать да, даже через навигатор предостерегают. Закрыть же от израильтян можно лишь Газу.

Мы с Леной местные жители, а не пришельцы из иных миров. Кто считает себя пришельцем, не вылазит из-за заборов. Как те же американцы в Кабуле или советские военные в том же Афгане 35 лет назад. И в конце концов, по большей части, каждый сам рисует себе черты, границы, заслоны. Они сначала пролегают в головах, а потом уже на карте. И в головах же они сначала падают.