Здесь, в дневниках, я не писал ни слова об этих выборах. Их результат был мне заранее известен. Сейчас, когда уже ясно, что победил Ахмединежад, со счётом 65% против 35%, могу сказать, что мои ощущения оказались почти правильными. Только я думал, что Махмудка соберёт 70%. Разумеется, будут ещё упрёки в подтасовках и махинациях при подсчёте голосов, но давайте скажем себе правду: разницу в 30% голосов подтасовать невозможно.
читать дальшеА если и возможно, то не в Иране, там уже есть институт наблюдателей и в прошлом уже побеждали неугодные аятоллам кандидаты. Больше того, я не удивлюсь тому, что в Тегеране и больших городах результаты окажутся иными. Но Тегеран - это ещё не весь Иран. Результаты этих выборов напоминают нам три нехитрые истины, о которых мы иногда пытаемся забыть, но они, подобно жареному петуху, догоняют нас и клюются сзади.
Истина 1: Формирование "человека рационального", составляющего большинство населения в странах Запада, в США и в Израиле, занимает многие годы, целые поколения. И даже у нас не всё идёт гладко. Американцы выбрали популиста Обаму, европейцы всё больше склонны к ксенофобии, да и здесь то и дело слышишь о желании забросать гранатами то парад гордости, то предвыборное собрание политических оппонентов. В Иране западного образа жизни реально хотят 10 % населения, в основном это светская студенческая молодёжь и некоторые представители высшего класса. Остальные 25% голосовавших против Ахмединежада- национальные и религиозные меньшинства, обеспокоенные перспективой "закручивания гаек".
Истина 2: Махмудка смог добиться некоторых успехов. Экономика не стала лучше, но распределение стало справедливее. За счёт сокращения коррупции, сделаны инвестиции в инфраструктуры: больницы, школы, дороги. Демократы, будучи более прозападными, к сожалению, ещё и более коррумпированные. А народ, лишёный социальной защиты, предпочитает исламистов.
Истина 3: Ахмединежад - мастер политической эквилибристики. Широкие народные массы мало колышут отношения с Израилем, но их да колышут зверства стражей исламской революции и излишние строгости. Махмуд сделал из атомного проекта настоящее шоу, аятоллам он говорит, что надо дать послабления, так как русские инженеры-атомщики без бутылки водки не могут работать, а местные инженеры тоже не смогут полностью отдаться созданию бомбы, если их жён будут бить плетьми за каждую прядь волос, торчащую из под чадры. Несмотря на всю свою строгость, Махмуд дал несколько отдушин для тех, кому уж совсем невмоготу. В кампусы университетов, в городки специалистов, на курорты, стражи обычно не суются. Многие женщины из Меа Шеарим могут только завдовать иранским студенткам.
Что бы там ни было, в ближайшие годы нам придётся иметь дело с этим президентом и его режимом. И очень жаль, что в этот опасный период свободный мир возглавляет Барак Хусейнович Обама. Нам же, прежде чем предъявлять претензии к иранскому народу за его голосование, стоит задать пару вопросов избирателю американскому. Но похоже, уровень образования в США, особенно государственного, невежество американского избирателя и его ужасающая наивность вкупе с диким самомнением, исключают саму возможность задавать какие-то вопросы.