Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
В Йом Кипур нельзя ничего, ни есть, ни пить, ни курить, ни даже прикасаться к клавиатуре. И пост этот соблюдают 90 процентов израильских евреев, даже те, кто больше ничего не соблюдает. Религиозные люди весь день проводят в синагоге. Светские, в основном, что-нибудь читают. Правда, у меня была ещё одна миссия - не дать своей маленькой дочке разрушить дом, но преуспел я в этом не сильно. Ребёнок, увидев, что папа дома и не собирается на работу, показал, на что он способен. Вентилятору, телевизору, коту и ключам от Рутиной комнаты не повезло. Но прочитать кое-что я всё же успел. Я решил порыться в умных книжках и поискать компетентный ответ на мучающий многих евреев и антисемитов вопрос: "О богоизбранности." Уходить от острых вопросов не в моих правилах, так что попытаюсь кое-что объяснить.

Что имеет в виду иудаизм?

Почему некоторые евреи понимают слова об избранности иначе?

Что об этом думают сионисты?

Я примкнул к сионистам в возрасте, когда дети ещё играют в машинки, а не задумываются о судьбах мира. И я тоже не задумывался особо, но однажды поговорив с человеком из Израиля, принял эту идею полностью и безоговорочно. Во многом потому, что сионизм для меня противовес тому, что принято называть местечковостью. И именно потому, что я убеждён в равенстве перед Богом всех племён и народов на Земле, я хочу, чтобы и мой народ был равным среди равных, в своей стране, со своим языком, со своими гениями, сварщиками, писателями, мошенниками и карманниками. И если это будет стоить нам нескольких нобелевских премий, то так уж тому и быть.

@темы: философское

Комментарии
09.10.2011 в 04:10

Мне тоже очень сложно объяснять это моим друзьям, не евреям. И не анти-семитам вовсе, просто лингвистический барьер. «Избранный» в современных языках всегда трактуется как «Лучший», увы.

А вот насчет миссии, хотел у тебя спросить, как считаешь, раз у нас такая миссия, нормально ли это кишлачно-племенное кучкование, которое так любят наши ортодоксы?

Кстати, с окончанием поста тебя. Пусть Бог разрешит этот год для тебя и твоей семьи положительно и запишет вас в Книгу Жизни.
09.10.2011 в 04:18

Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
нормально ли это кишлачно-племенное кучкование, которое так любят наши ортодоксы?
О, это особая тема, ортодоксы. Я считаю ультраортодоксов одной из главных проблем сионизма и иудаизма. Онми извратили Тору, желая сохранить свой специфический образ жизни.
09.10.2011 в 04:33

Человек с ружьём : Если бы имелось в виду "отборный народ" - о,спасибо за объяснение.
Эта формулировка -"избранный" - действительно напрягает. Правда, поскольку меня этот вопрос никогда не мучал, то и поискать компетентный ответ руки не доходили.
09.10.2011 в 10:52

просто лингвистический барьер. «Избранный» в современных языках всегда трактуется как «Лучший», увы.
Да нет, объяснить то не так трудно, делалось это неоднократно, при том почти теми же словами, что у Человек с ружьем. Проблема в том, что это не имеет никакого значения. У многих просто отказывает слух и всякое желание понимать. Как ни странно, многим легче жить, веря, что кто-то нехороший считает себя лучше их и именно от них, нехороших, с их убежденностью в превосходстве -- все беды.
09.10.2011 в 14:20

Надежным бытовым средством отличения добра от зла на практике является полиция.
Если для миссии избран народ, значит, миссия - по отношению к другим народам.
Простите, в данном конкретном утверждении не видно логики. Претензия к форме, не к содержанию.
По сабжу же - немного повеселило утверждение про виновность злых антисемитов, в остальном - крайне любопытно, узнал для себя много нового.
09.10.2011 в 14:31

Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
Если для миссии избран народ, значит, миссия - по отношению к другим народам. Логика такова: миссия всегда внешняя, а не внутренняя. Если для миссии избран человек, то миссия эта не по отношению к самому себе, а по отношению к другим людям. Если голос свыше шепчет человеку: "Ты должен похудеть и выучить суахили."- это задача, а не миссия. Если же ему повелевают: "Иди и неси слово Божье" - уже миссия. То же самое и с народами. Насчёт "злых антисемитов", я пишу с точки зрения еврея и вижу всё именно в таком ракурсе. Они, антисемиты, способны убедить в избранности даже самого индиферентного к этим вопросам еврея.
09.10.2011 в 14:52

Надежным бытовым средством отличения добра от зла на практике является полиция.
миссия всегда внешняя, а не внутренняя.
Не согласен с определением, но спорить не буду. Просто скажу, что даже при таком определении понятия есть еще два варианта, кроме "миссия по отношению к другим народам" - "миссия по отношению к Земле" и "миссия по отношению к Богу" (второе, естественно, казуистика, но таким определением допускается).
Насчёт "злых антисемитов", я пишу с точки зрения еврея и вижу всё именно в таком ракурсе. Они, антисемиты, способны убедить в избранности даже самого индиферентного к этим вопросам еврея.
Естественно. Просто это замкнутый круг - евреи тоже способны сделать кого-то антисемитом =-) Сужу по своему невеликому опыту.
Впрочем, это оффтоп.
09.10.2011 в 15:07

Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
Илья Михайлович, желаю вам повстречать нормальных евреев. Евреев 12 миллионов, так что существует отличная от нуля вероятность. А идиотов хватает в любом народе. Есть такие стихи Анвара Тавобова:
Если глупость зарядить идеей
Будет много горя, много горя.
Я сужу об этом из истории
И, чуть-чуть, из личных наблюдений.
Насчёт миссии по отношению к Богу, Бог всемогущ, вездесущ и самодостаточен по определению (не по христианскому, по иудейскому и исламскому). И он не нуждается ни в чём, что могут дать люди. Миссия по отношению к Земле и есть миссия по отношению к другим народам, во всей их совокупности.
09.10.2011 в 15:45

Надежным бытовым средством отличения добра от зла на практике является полиция.
Человек с ружьем, благодарю =-) Как минимум вас на просторах дайри я повстречал, и это сильно сгладило мое мировоззрение.
Кстати, коли уж у нас пошел оффтоп, то спрошу - не читали ли вы Никитина, "Последняя крепость"? Когда я читал рецензию на нее, я очень удивился, что ее записали в "антисемитскую", а не "просемитскую" литературу.
09.10.2011 в 15:57

Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
Илья Михайлович, не читал. Не слышал даже об этой книге и её авторе. Наверно, из-за того, что по-русски я больше писатель, чем читатель. Но посмотрю. А, если уж оффтоп, что у вас случилось с кем-то из нашего народа, в чём фишка и кто эти люди (не называя имён и явок, в общих чертах)?
09.10.2011 в 16:14

Надежным бытовым средством отличения добра от зла на практике является полиция.
Человек с ружьем, как такового "глобального" не случилось, просто встречалось слишком много неприятных людей по отношению к нормальным. Простая статистическая флуктуация, оставившая эмоционально-негативное восприятие вашего народа "в целом".
09.10.2011 в 16:22

Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
Илья Михайлович, а они вам встречались в жизни или на просторах Сети? И что отталкивает в них, какая черта? Я смотрю просто на своих еврейских ПЧ, вроде нормальные, адекватные люди. а их у меня едва ли не половина. Есть специфические форумы, там собирается определёная публика. Но это всё равно, что судить о русских по форуму: "Мочи хача!"
09.10.2011 в 16:42

Надежным бытовым средством отличения добра от зла на практике является полиция.
Человек с ружьем, простите, вы доказываете мне то, что я и сам понимаю =-) Я ведь сказал "эмоционально" - логически я с вами согласен, да и трудно считать евреев плохим народом, изучая при этом систему Ботвинника =-)
Встречались чаще всего в реальности. Я родом с Северного Кавказа, и там много не-русских, в т.ч. и евреев. У большинства евреев было отталкивающе высокое ЧСВ (чувство собственной важности). Из-за таких статистических впечатлений у меня сформировалась некоторая неприязнь к одним национальностям и нормальное отношение к другим (например, я не люблю армян, но нормально отношусь к азербайджанцам). Еще раз подчеркиваю, что говорю не о рационально-логическом аспекте.
Кстати, слово "антисемитизм" охватывает слишком многие понятия. Если мне не нравится ваша эстетика и религия (впрочем, как и все остальные авраамические), но при этом я не ору "Россия для русских" и не отношусь заведомо плохо к человеку только на том основании, что он еврей, являюсь ли я антисемитом?
09.10.2011 в 17:12

Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
Илья Михайлович, нет, не являетесь. Вы даже не представляете, насколько важен мне этот Ваш ответ. Я стараюсь сравнить претензии к евреям на разных этапах истории, чтобы отделить временное от чего-то корневого. Я скажу Вам интересную вещь, буду рад услышать Ваше мнение по этому поводу. В силу ряда причин, евреи стали чем-то вроде лакмуса происходящих в мире явлений и каких-то общих тенденций. Противники большевиков жаловались на фанатизм евреев, о высокомерии не шло и речи. До этого жаловались на жадность евреев-ростовщиков. При Брежневе говорили о чрезмерной направленности народа на "свободные" профессии, заполонили, мол, весь союз композиторов, русских не пускают. Арабы и иранцы вообще нас не понимают и бесятся от этого. Как и почему работает эта "лакмусовая" система, описано у рава Кука, я поищу информацию о нём по-русски. То, что вы видите, синдром более широкой болезни, но мы наблюдаем лишь симптомы. У евреев есть способность ощущать колебания "мирового эфира" и выстраивать себя в унисон. Это происходит из-за очень мощной "установки на успешность", впитываемой с молоком матери. Лично я считаю это, как ортодоксальный сионист, отрицательным качеством моего народа. В моём случае, иудаизм наложился на исмаилизм (очень редкое сочетания). Исмаилитская этика не знает такого понятия "собственная важность". Собственная важность может быть лишь у Его Величества Ага Хана. А все остальные люди на Земле мюриды, ученики. Что-то подобное существует в бреславском хасидизме, но эта ветвь иудаизма подверглась настоящей профанации мнимыми хасидами и пройдут годы, пока удастся вернуть её к сути. Насчёт авраамических религий, а какие воззрения вам ближе?
09.10.2011 в 18:22

Надежным бытовым средством отличения добра от зла на практике является полиция.
В силу ряда причин, евреи стали чем-то вроде лакмуса происходящих в мире явлений и каких-то общих тенденций.
Хм. Любопытная теория, слышал о ней в художественных произведениях Бернарда Вербера. В принципе, похоже на правду - претензии к вам несколько зеркалятся претензиями к обществу в целом.
В моём случае, иудаизм наложился на исмаилизм (очень редкое сочетания). Исмаилитская этика не знает такого понятия "собственная важность". Собственная важность может быть лишь у Его Величества Ага Хана. А все остальные люди на Земле мюриды, ученики. Что-то подобное существует в бреславском хасидизме, но эта ветвь иудаизма подверглась настоящей профанации мнимыми хасидами и пройдут годы, пока удастся вернуть её к сути.
Простите, тут я некомпетентен =-) Не могли бы вы пояснить?
Насчёт авраамических религий, а какие воззрения вам ближе?
Трансгуманизм-агностицизм-родноверие. Пока мы не знаем и не можем познать сверхъестественное (агностицизм), в будущем технологии однозначно разовьются до такого уровня, когда мы сможем познать это строго научными методами (трансгуманизм), ну а пока религиозный вопрос есть прикладной вопрос мотивации, а меня гораздо сильнее мотивирует картина мира, рисуемая славянским язычеством, нежели самыми распространеными в нашем культурном контексте воззрениями - авраамизмом или атеизмом.
09.10.2011 в 19:01

Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
Простите, тут я некомпетентен =-) Не могли бы вы пояснить?
Исмаилизм - одно из крайних течений шиитского ислама. Не знаю, слышали ли Вы об Аламуте.
В исмаилизме есть пять ступеней познания сущности мира и Бога, но простому смертному доступны четыре. Метод познания - ученичество, у человека должен быть Учитель, Пир, они могут меняться по жизни, по мере продвижения. Первая ступень- простая, она мало чем отличается от обычного шиизма, с той лишь разницей, что культ тайный и непосвящённый мало что поймёт. Вторая ступень, секреты бытия - наука о взаимосвязях явлений в этом мире, общие закономерности, что ли. Третья ступень - более глубокое изучения этических и нравственных законов, глубокие обоснования их причин и истории возникновения. Тут же обоснования активизма - ответ на вопрос: "Что делать?" Четвёртая ступень - мистическая. Этические максимы в исмаилизме очень жёсткие, они определяют поступки. Торговать плодами не своего труда запрещено и мне из-за этого было очень тяжело психологически начать свой бизнес. Исмаилитов много, но компактно они живут в одном регионе Земли, на Памире, по границам исламского и буддистского миров. Евреев в тех местах почти не было, наша семья - из редких исключений.
Бреславский хасидизм - самое мистическое течение иудаизма, его практика очень далеко отстоит от остальных течений и в её осное - духовные поиски исправления мира. Особое значение придаётся раби - праведнику Нахману из Бреслава. Паломничество на его могилу в город Умань Черкасской области Украины - одно из важных мистических таинств бреславского хасидизма. Но учение Нахмана профанировали тысячи израильских люьпенов, тоже потянувшихся к мистике. Из-за них уже в Умань не поедешь.

А какую картину мира рисует славянское язычество?
09.10.2011 в 20:40

Надежным бытовым средством отличения добра от зла на практике является полиция.
Человек с ружьем, крайне интересно, благодарю =-)
А какую картину мира рисует славянское язычество?
Простите, сейчас у меня нет желания обсуждать этот вопрос - возможно, потом поговорим =-)