воскресенье, 09 октября 2011
В Йом Кипур нельзя ничего, ни есть, ни пить, ни курить, ни даже прикасаться к клавиатуре. И пост этот соблюдают 90 процентов израильских евреев, даже те, кто больше ничего не соблюдает. Религиозные люди весь день проводят в синагоге. Светские, в основном, что-нибудь читают. Правда, у меня была ещё одна миссия - не дать своей маленькой дочке разрушить дом, но преуспел я в этом не сильно. Ребёнок, увидев, что папа дома и не собирается на работу, показал, на что он способен. Вентилятору, телевизору, коту и ключам от Рутиной комнаты не повезло. Но прочитать кое-что я всё же успел. Я решил порыться в умных книжках и поискать компетентный ответ на мучающий многих евреев и антисемитов вопрос: "О богоизбранности." Уходить от острых вопросов не в моих правилах, так что попытаюсь кое-что объяснить.
Что имеет в виду иудаизм?Что имеет в виду иудаизм?
Отрицать то, что в Торе и Талмуде говорится об избранности еврейского народа бессмысленно. Но там имеется в виду совсем не то, что думают антисемиты и не совсем сведущие мои соплеменники. Скажем так, слово "избранный" переводится не в том смысле. Как это может быть? Объясню на примере.
Однажды, в рамках дней киргизско-таджикской дружбы, нас всем классом погнали смотреть очень скучный киргизский фильм. Мы сидели в зале и проклинали киргизов, снявших эту тягомотину. А потом стали от скуки читать наглядную агитацию. С правой стороны от экрана висел лозунг: "Из всех искусств для нас важнейшим является кино. Ленин", с левой - это же самое по-таджикски. Я вижу, что-то не то с таджикским текстом. Перечитал три раза и понял. "Мехри, гуш кун (слушай),- позвал я соседку, тут написано: "кино меояд", они перевели является как "меояд". Как будто оно с топором по ночам к ним является." Уже через три минуты гомерический хохот катился по залу. На экране киргизский чабан рыдал над умирающей от бурана овцой, трагическая кульминация картины. Акция дружбы народов была сорвана.
В еврейских источниках "избранный народ" звучит "ам а-нивхар עם הנבחר". Если бы имелось в виду "отборный народ", "самый лучший, самый суперский народ" написали бы "ам а-мувхар עם המובחר ". Но не написали. Имеется в виду народ, избранный для чего-то, для какой-то конкретной миссии. Если для миссии избран народ, значит, миссия - по отношению к другим народам. Что за миссия? Это-то как раз понятно - принести миру идею единобожия. Сам факт такого избрания не означает, что означенный народ лучше или хуже других. Егоров и Кантария вовсе не обязательно были самыми лучшими солдатами Советской армии, но именно их избрали водрузить знамя Победы над рейхстагом. Одна из причин такого выбора - дислокация их части. Вторая - Егоров и Кантария подчёркивали даже своими фамилиями идею интернационализма - противовес идее нацизма. Гагарин был не лучше и не хуже Титова, но он первый космонавт, а Титов второй. Потому что кто-то должен был быть первым. Были и другие причины выбора Гагарина, но все они далеки от определений "лучший-худший".
Справились ли евреи со своей миссией и завершилась ли она- вопросы для особого разговора. По мне, справились на четвёрку.Почему некоторые евреи понимают слова об избранности иначе?Почему некоторые евреи понимают слова об избранности иначе?
Тут тоже не всё просто. Мне кажется, что такое неправильное понимание культивируют в евреях антисемиты. Если бы в том же блоге Льва Вершинина последние обсуждения евреев и сионизма не собирали вдвое больше комментов, чем ливийская и сирийская темы, я бы не говорил этих слов. Но может быть сами евреи и оставляют эти комменты? Решил проверить сразу же по окончании Йом Кипура, в этот день евреи (особенно израильтяне) не пишут и не комментируют. И что? А ничего. Антисемиты паслись там как ни в чём не бывало. В отсутствие оппонентов (кто-то даже удивился, куда мы подевались) они продолжали писать и даже вступили в дискуссию между собой, кто из них больше жидов ненавидит, москали или всё же незалежные. И выискивали цитаты, и тратили часы драгоценного времени, и всё о нас.
Если бы ООН относилась к убитому палестинцу как к убитому сомалийцу, если бы пресса писала об Израиле столько, сколько об Эритрее... А то даже об Эритрее умудряются писать в связи с Израилем. У рава Адина Штайнзальца (одного из серьёзных талмудистов) я нашёл рассказ о еврее, читавшем исключительно антисемитские листки. На вопрос: "Зачем?" тот ответил: "А что хорошего можно прочитать в израильских газетах? Министр проворовался, мэр попался на махинациях, депутат оскандалился. А тут откроешь, душа поёт. Евреи правят миром, они захватили прессу почту телеграф и банки."
Вторая причина неправильного понимания евреями данного вопроса - простой статистический анализ. Типа количества нобелевских, ленинских и сталинских лауреатов на душу населения, а также чемпионов по шахматам и профессоров физики. Один товарищ в беседах со мной особо напирал на шахматы. Мол, о премиях можно сказать, что это субъективно, а в шахматах не обманешь. Я всегда задавал встречный вопрос: "А почему в лёгкой атлетике все чемпионы из Кении и Эфиопии и среди них ни одного еврея?" Хотя он и там умудрился найти еврея. Эфиопского.
Третья причина предрассудков - невежество. В любом народе национальный фанатизм - прерогатива мелкой буржуазии, чей кругозор узок как мир муравья. Лавочнику Охаёну греет душу "нобель" профессора Шехтмана. И если б его, Охаёна, не выгнали за драку из девятого класса, он тоже мог бы забацать Нобеля...
Что об этом думают сионисты?Что об этом думают сионисты?
Вся идея сионизма - стать в своей стране таким же народом, как все. Со своими слесарями, крестьянами, алкашами и проститутками. Когда в Тель Авиве поймали первого карманника, говоривщего только на иврите, это было чуть ли не праздником. Если же сионисты и говорили об "избранничестве", то совсем в другом ракурсе. Иногда Всевышнему задавались очень тяжёлые вопросы. Это стихотворение израильского классика Натана Альтермана (перевод Ханоха Дашевского) было написано в 1942, в самые страшные дни Холокоста. Я не советую его читать слабонервным. Я привожу и оригинал, но предупреждаю читателей, знающих наш язык, что ивритский текст тяжелее русского.
Из всех народов
Видя наших детей беспощадный убой,
равнодушно молчит мир гуманный,
ибо избраны мы из народов Тобой,
и любимы Тобой и желанны.
Ибо избраны мы из народов Тобой,
не норвежцы, не чехи,не бритты.
И когда наши дети идут на убой,
они знают,что кровь их весь мир остальной
ценит меньше гроша- и доволен собой.
Они просят лишь мать:не смотри ты!
И голодный топор ест и ночью и днём.
А отец пресвятой, крест повесив на грудь,
молча в Риме сидит,и увидев погром,
не спешит преградить ему путь.
Не оставил дворец ни на день,ни на миг,
чтоб с иконою к плахе бежать,где поник,
как готовый к закланью ягнёнок,
безымянный еврейский ребёнок.
И судьбой драгоценных скульптур и холстов
весь взволнованный мир озабочен,
а шедевры бесценные детских голов
черепками лежат у обочин.
Не оплакивай,мать- их глаза говорят-
и на тех, кто упал,не смотри ты;
это пали бойцы,только рост маловат,
а бойцы не бывают забыты.
И ещё говорят они каждой слезой:
Бог отцов,Бог святой и незримый!
Ибо избраны мы из народов Тобой,
и желанны Тобой и любимы,
Ибо избраны мы из народов Тобой
Твой Престол освящать нашей смертью-
кровь детей соберёшь Ты своею рукой,
потому что Ты Бог милосердья.
И вдохнёшь,словно запах цветов,и платок
с этой кровью хранить будешь свято,
а убийцам и тем,кто им молча помог,
не простишь-и потребуешь плату.
מכל העמים / נתן אלתרמן
בבכות ילדינו בצל גרדומים
את חמת העולם לא שמענו.
כי אתה בחרתנו מכל העמים,
אהבת אותנו ורצית בנו.
כי אתה בחרתנו מכל העמים,
מנורוגים, מצ'כים, מבריטים.
ובצעוד ילדינו אלי גרדומים,
ילדים יהודים, ילדים חכמים,
הם יודעים כי דמם לא נחשב בדמים -
הם קוראים רק לאם: אל תביטי.
ואוכל הגרזן בימים ובליל.
והאב הנוצרי הקדוש בעיר רום
לא יצא מהיכל עם צלמי הגואל
לעמוד יום אחד בפוגרום.
לעמוד יום אחד, יום אחד ויהודי,
במקום שעומד בו שנים כמו גדי ילד קט,
אלמוני,
יהודי .
והרבה דאגה לתמונות ופסלים
ואוצרות אמנות פן יפוצצו.
אך אוצרות-אמנות של ראשי-עוללים
אל קירות וכבישים ירוצצו.
עיניהם מדברות: אל תביטי, האם,
איך שורות ארוכות הונחנו.
חילים ותיקים וידועים לשם,
רק קטנים בקומה אנחנו.
עיניהם מדברות עוד דברים אחדים:
אלוהי האבות..ידענו
שאתה בחרתנו מכל הילדים
להרג מול כסא כבודך.
ואתה את דמנו אוסף בכדים
כי אין לו אוסף מלבדך.
ואתה מריחו כמו ריח פרחים
ואתה מלקטו במטפחת,
ואתה תבקשנו מידי הרוצחים
ומידי השותקים גם יחד.
1942г.Я примкнул к сионистам в возрасте, когда дети ещё играют в машинки, а не задумываются о судьбах мира. И я тоже не задумывался особо, но однажды поговорив с человеком из Израиля, принял эту идею полностью и безоговорочно. Во многом потому, что сионизм для меня противовес тому, что принято называть местечковостью. И именно потому, что я убеждён в равенстве перед Богом всех племён и народов на Земле, я хочу, чтобы и мой народ был равным среди равных, в своей стране, со своим языком, со своими гениями, сварщиками, писателями, мошенниками и карманниками. И если это будет стоить нам нескольких нобелевских премий, то так уж тому и быть.
@темы:
философское
А вот насчет миссии, хотел у тебя спросить, как считаешь, раз у нас такая миссия, нормально ли это кишлачно-племенное кучкование, которое так любят наши ортодоксы?
Кстати, с окончанием поста тебя. Пусть Бог разрешит этот год для тебя и твоей семьи положительно и запишет вас в Книгу Жизни.
О, это особая тема, ортодоксы. Я считаю ультраортодоксов одной из главных проблем сионизма и иудаизма. Онми извратили Тору, желая сохранить свой специфический образ жизни.
Эта формулировка -"избранный" - действительно напрягает. Правда, поскольку меня этот вопрос никогда не мучал, то и поискать компетентный ответ руки не доходили.
Да нет, объяснить то не так трудно, делалось это неоднократно, при том почти теми же словами, что у Человек с ружьем. Проблема в том, что это не имеет никакого значения. У многих просто отказывает слух и всякое желание понимать. Как ни странно, многим легче жить, веря, что кто-то нехороший считает себя лучше их и именно от них, нехороших, с их убежденностью в превосходстве -- все беды.
Простите, в данном конкретном утверждении не видно логики. Претензия к форме, не к содержанию.
По сабжу же - немного повеселило утверждение про виновность злых антисемитов, в остальном - крайне любопытно, узнал для себя много нового.
Не согласен с определением, но спорить не буду. Просто скажу, что даже при таком определении понятия есть еще два варианта, кроме "миссия по отношению к другим народам" - "миссия по отношению к Земле" и "миссия по отношению к Богу" (второе, естественно, казуистика, но таким определением допускается).
Насчёт "злых антисемитов", я пишу с точки зрения еврея и вижу всё именно в таком ракурсе. Они, антисемиты, способны убедить в избранности даже самого индиферентного к этим вопросам еврея.
Естественно. Просто это замкнутый круг - евреи тоже способны сделать кого-то антисемитом =-) Сужу по своему невеликому опыту.
Впрочем, это оффтоп.
Если глупость зарядить идеей
Будет много горя, много горя.
Я сужу об этом из истории
И, чуть-чуть, из личных наблюдений.
Насчёт миссии по отношению к Богу, Бог всемогущ, вездесущ и самодостаточен по определению (не по христианскому, по иудейскому и исламскому). И он не нуждается ни в чём, что могут дать люди. Миссия по отношению к Земле и есть миссия по отношению к другим народам, во всей их совокупности.
Кстати, коли уж у нас пошел оффтоп, то спрошу - не читали ли вы Никитина, "Последняя крепость"? Когда я читал рецензию на нее, я очень удивился, что ее записали в "антисемитскую", а не "просемитскую" литературу.
Встречались чаще всего в реальности. Я родом с Северного Кавказа, и там много не-русских, в т.ч. и евреев. У большинства евреев было отталкивающе высокое ЧСВ (чувство собственной важности). Из-за таких статистических впечатлений у меня сформировалась некоторая неприязнь к одним национальностям и нормальное отношение к другим (например, я не люблю армян, но нормально отношусь к азербайджанцам). Еще раз подчеркиваю, что говорю не о рационально-логическом аспекте.
Кстати, слово "антисемитизм" охватывает слишком многие понятия. Если мне не нравится ваша эстетика и религия (впрочем, как и все остальные авраамические), но при этом я не ору "Россия для русских" и не отношусь заведомо плохо к человеку только на том основании, что он еврей, являюсь ли я антисемитом?
Хм. Любопытная теория, слышал о ней в художественных произведениях Бернарда Вербера. В принципе, похоже на правду - претензии к вам несколько зеркалятся претензиями к обществу в целом.
В моём случае, иудаизм наложился на исмаилизм (очень редкое сочетания). Исмаилитская этика не знает такого понятия "собственная важность". Собственная важность может быть лишь у Его Величества Ага Хана. А все остальные люди на Земле мюриды, ученики. Что-то подобное существует в бреславском хасидизме, но эта ветвь иудаизма подверглась настоящей профанации мнимыми хасидами и пройдут годы, пока удастся вернуть её к сути.
Простите, тут я некомпетентен =-) Не могли бы вы пояснить?
Насчёт авраамических религий, а какие воззрения вам ближе?
Трансгуманизм-агностицизм-родноверие. Пока мы не знаем и не можем познать сверхъестественное (агностицизм), в будущем технологии однозначно разовьются до такого уровня, когда мы сможем познать это строго научными методами (трансгуманизм), ну а пока религиозный вопрос есть прикладной вопрос мотивации, а меня гораздо сильнее мотивирует картина мира, рисуемая славянским язычеством, нежели самыми распространеными в нашем культурном контексте воззрениями - авраамизмом или атеизмом.
Исмаилизм - одно из крайних течений шиитского ислама. Не знаю, слышали ли Вы об Аламуте.
В исмаилизме есть пять ступеней познания сущности мира и Бога, но простому смертному доступны четыре. Метод познания - ученичество, у человека должен быть Учитель, Пир, они могут меняться по жизни, по мере продвижения. Первая ступень- простая, она мало чем отличается от обычного шиизма, с той лишь разницей, что культ тайный и непосвящённый мало что поймёт. Вторая ступень, секреты бытия - наука о взаимосвязях явлений в этом мире, общие закономерности, что ли. Третья ступень - более глубокое изучения этических и нравственных законов, глубокие обоснования их причин и истории возникновения. Тут же обоснования активизма - ответ на вопрос: "Что делать?" Четвёртая ступень - мистическая. Этические максимы в исмаилизме очень жёсткие, они определяют поступки. Торговать плодами не своего труда запрещено и мне из-за этого было очень тяжело психологически начать свой бизнес. Исмаилитов много, но компактно они живут в одном регионе Земли, на Памире, по границам исламского и буддистского миров. Евреев в тех местах почти не было, наша семья - из редких исключений.
Бреславский хасидизм - самое мистическое течение иудаизма, его практика очень далеко отстоит от остальных течений и в её осное - духовные поиски исправления мира. Особое значение придаётся раби - праведнику Нахману из Бреслава. Паломничество на его могилу в город Умань Черкасской области Украины - одно из важных мистических таинств бреславского хасидизма. Но учение Нахмана профанировали тысячи израильских люьпенов, тоже потянувшихся к мистике. Из-за них уже в Умань не поедешь.
А какую картину мира рисует славянское язычество?
А какую картину мира рисует славянское язычество?
Простите, сейчас у меня нет желания обсуждать этот вопрос - возможно, потом поговорим =-)