Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
Так получилось, что у меня теперь два дома. Не оставляя Хеврона, как минимум, полнедели нахожусь в Рамле. Лене очень нравится Рамле и наш рамлинский дом, она всегда тяготела к центру страны.
Вчера здесь, в Рамле, произошло убийство, взбудоражившее всю мусульманскую общину города. В соборной мечети зверски убили главу ВАКФа шейха Мухаммада Таджи абу Джамиля. О причинах убийства полиция пока не распространяется, но рискну кое-что предположить. ВАКФ - это мусульманская касса. В его распоряжении деньги, земли, недвижимость, драгоценности. Учитывая, сколько стоит сейчас земля в этом районе, речь идёт о суммах со многими нулями. Иерархи одной из христианских общин, обладая меньшим количеством земли, озолотились. Они договорились с подрядчиком о передаче ему земли и строительстве целого микрорайона, оговорив, что два многоэтажных дома будут сдаваться и принадлежать общине. Среди мусульман многие требовали сделать то же самое, но в больших масштабах. Тут десятки, если не сотни людей, стали бы миллионерами. Но шейх упёрся. Он говорил: "Религиозная касса только для религиозных нужд. Если есть лишние деньги, потратим их на помощь бедным." Убеждали его, просили, сулили богатства - не помогало. И на должности в ВАКФе шейх назначал таких же аскетов. А подрядчики, как коршуны, вертелись вокруг земли ВАКФа. Тут не микрорайон, город построить можно. Результатом стало убийство шейха, в пятницу, прямо в мечети.
Когда-то давно в нашем обществе произошла дискуссия: "Капитализм, жажда накопления - это хорошо или плохо?" Дело в том, что на заре государственности в Израиле было много социалистов и экономика сложилась многоукладная, с преобладанием того же социализма. Но в 90-х всё рухнуло и к нам пожаловал Его Величество чистоган. В той дисскусии о капитализме-социализме мне тоже довелось принять скромное участие. народ интересовало мнение "пожившего при социализме". И я, как и все наши бывшие соотечественники в то время, сказал, что капитализм лучше социализма. Если честно, я до сих пор так считаю. Но уже тогда я говорил о том, что капитализму нужно поставить жёсткие рамки. Не дать низменным инстинктам вырваться на оперативный простор. Разница между бесконтрольным капитализмом и капитализмом управляемым велика. Они отличаются также, как нормально работающая АЭС от чернобыльского взрыва. Отпустить вожжи и сказать: "Наживайтесь, богатейте, богатство угодно Богу," - всё равно что в эскимосской резервации бесплатно раздавать водку.
Религия, кстати - одна из последних плотин на пути потопа. Но и она подвергается коррозии, священники тоже люди и не всегда могут сопротивляться соблазну. Не в одной России патриархи ходят в дорогих часах. Ещё не ясно, кто заменит погибшего шейха. Но я полагаю, что новый казначей будет сговорчивее. И прольётся золотой дождь. Эскимосы получат, наконец, вожделенный напиток. И пусть никого не вводит в заблуждение, что речь идёт о мечети и мусульманах. Подобное может случиться и в церкви, и в пагоде, и в синагоге.
Хочется верить, что полиция отыщет убийц. Но убийцы - не более чем исполнители, шахиды. Может быть, у них хватит ума выдвинуть идеологическую версию убийства. Мол, страдаем за веру. Вопрос заключается в том, кто и для чего "заказал" шейха.