Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
Пожалуй, нет другого православного иерарха, который бы посвятил столько сил выведению на чистую воду праздника Пурим, как дьякон Кураев. Вот, почитайте. Я даже не знал, что Амана повесили задолго до событий, ставших поводом к празднику. Думал, что со всеми вместе его и повесили. А ведь я как бы не чужд иудаизма, и в Пурим, в отличие от дьякона, веселюсь, а не грущу. Хоть и не напиваюсь до степени, чтобы не отличить Амана от Мордехая, но пирожки, имеуемые "ушами Амана", с удовольствием поедаю. Но проницательный читатель, из тех, что не отличают Амана от Мордехая круглый год, обязательно спросит: "А в чём же не прав Кураев? Святой отец эрудирован и цитирует даже диспут Нахманида и опус Д. Хмельницкого, не слишком известный широкому кругу читателей."
Проблема дьякона не в фактах, а в интерпретации, в непонимании еврейской традиции. Кто-то привёл аргумент, что 9 Мая празднуют День Победы, а не бомбардировку Дрездена, унесшую жизни мирных людей. Но дело даже не в этом. Строго говоря, Пурим не является иудейским праздником. Странно звучит? Но это правда. Скорее, это праздник народный. В иудаизме имеется всего три праздника - Песах (исход из Египта), Шавуот (дарование Торы) и Суккот (Праздник Кущей, тоже связанный с Исходом и заканчивающийся Симхат Тора). В эти дни (именуемые "йом тов" - "хороший день", а ранее "шлошет а- регалим" - "3 паломничества") во времена Храма восходили в Иерусалим, а теперь их отмечают согласно строгому обязательному ритуалу. В эти дни в Израиле не ходят автобусы и поезда, как в субботы. В Пурим и Хануку автобусы ходят. И ритуалы не обязательные, а какие-то странные. Вот представьте, чтобы в день Победы было предписано напиваться до того, чтобы не отличить Гитлера от Сталина. Сама эта фраза звучит кощунственно, не правда ли? Или маскарад, когда одеваются Аманами, Мордехаями, Эстер, пиратами, динозаврами, Арафатами и Барухами Гольдштейнами. Представили себе маскарад на День Победы, и ряженых гитлерами детей? Или пуримский базар (на самом деле, карнавал), именуемый у нас в Кирьят Арбе "персидский базар"? Или Пуримшпиль, представление, где потешаются над Аманом, Мордехаем, Ахашверошем и Эстер. А сам информационный повод "героиня Эстр - наложница гойского царя", как с этим жить приверженцам "чистоты крови"? Кстати, в год, когда Клинтону чуть не вставили импичмент, наряжались Мониками Левинскими, современный вариант Эстер.
В чём же фишка всего этого веселья, почему такие странности? А фишка в том, что мы, евреи, знаем, что Мордехай и Эстер совершили ровно то, что Аман со товарищи планировали сделать с нами. Типа "око за око". Мордехай - это Аман наоборот и поэтому, немного выпив, можно их перепутать. И празднуем мы не "убийство 75 тысяч невинных персов", а счастливый поворот жребия. Ведь он мог бы развернуться и в другую сторону, не так ли? Вон, предыдущую свою жену, Вашти, царь Ахашверош казнил за намного меньшее прегрешение (отказалась голой танцевать на попойке перед гостями, за такое сейчас даже из стрип-клуба не всегда увольняют), а тут женщина просит изменить царский указ. Неслыханно! И Эстер, без сомнения, постигла бы участь Вашти, но по чудесному стечению обстоятельств, в ту ночь у царя была бессонница и он листал, чтобы уснуть, придворные летописи. И наткнулся на запись о дяде Эстер, еврее Мордехае, спасшем Его Величеству жизнь. Мордехай знал многие языки и понял разговор двух рабов на редком наречье, а они замышляли убить монарха. Звёзды расположили царя к евреям в ту ночь. Жребий. Вот его мы и празднуем (само слово "пурим" происходит от "пуру", по-аккадски "жребий").
Дьякон Кураев проливает слёзы над невинно убиенными персидскими элитами, как цитируемый им Д. Хмельницкий над изнасилованными советскими солдатами немками. Но и в том, и в другом случае за частностью теряется главное. Жестокости, да, куда от них денешься. В то жестокое время по-другому и не могло быть. Да и в наше время не лучше. Но уделяется ли именно жестокостям внимание в праздновании Пурима? Нет. Являются ли действия евреев в тот день эталоном, примером для подражания? Нет, нет и нет. И с Ханукой та же проблема, поэтому и она - народный праздник, не ставший строго религиозным. Об этом говорят вскользь, а не вскользь об Эстер, смелой женщине, спасшей свой народ (таково наше прочтение легенды). Не зря же именно от Пурима пошёл праздник 8 Марта.
Ещё одна интересная тема, затронутая дьяконом Кураевым - оправданность превентивного удара. И где проходит красная граница. Я советую дьякону нарядиться на следующий Пурим Сталиным. Ну, и выпить до степени стирания различий. И как бы перенестись на машине времени в ... 10 июня 1941 года. Когда немецкие войска на марше, в обозах, в развёртывании. И вот, с высоты сегодняшнего своего знания, будучи умным задним числом, прикажет ли он нанести удар по ещё не напавшему Гитлеру? Или как?
Если подходить к исследованию с заранее готовым шаблоном, можно получить любой результат. И обвинить Кураева в падении башен-близнецов. Объективные же исследователи отмечают очень низкое количество злодеяний, учинённое в Израиле над невинными арабами, в ходе всех войн. Не нулевое, но очень низкое. За месяц войны в Чечне случалось намного больше злодеяний, чем за сто лет сионизма. Так же низок уровень бытового межнационального насилия в самом Израиле. И одно из инкриминируемых нам злодеяний - резня в лагерях Сабра и Шатила. Израильскую армию обвиняют в том, что не вмешались и не пресекли. Офицеры оправдываются, что толком не поняли, что там происходило. Но никто не спорит, что евреи не резали палестинских детей. Резали как раз христиане. На этом примере гуманизма и всепрощения, позвольте откланяться. после Пурима раскалывается башка.
Проблема дьякона не в фактах, а в интерпретации, в непонимании еврейской традиции. Кто-то привёл аргумент, что 9 Мая празднуют День Победы, а не бомбардировку Дрездена, унесшую жизни мирных людей. Но дело даже не в этом. Строго говоря, Пурим не является иудейским праздником. Странно звучит? Но это правда. Скорее, это праздник народный. В иудаизме имеется всего три праздника - Песах (исход из Египта), Шавуот (дарование Торы) и Суккот (Праздник Кущей, тоже связанный с Исходом и заканчивающийся Симхат Тора). В эти дни (именуемые "йом тов" - "хороший день", а ранее "шлошет а- регалим" - "3 паломничества") во времена Храма восходили в Иерусалим, а теперь их отмечают согласно строгому обязательному ритуалу. В эти дни в Израиле не ходят автобусы и поезда, как в субботы. В Пурим и Хануку автобусы ходят. И ритуалы не обязательные, а какие-то странные. Вот представьте, чтобы в день Победы было предписано напиваться до того, чтобы не отличить Гитлера от Сталина. Сама эта фраза звучит кощунственно, не правда ли? Или маскарад, когда одеваются Аманами, Мордехаями, Эстер, пиратами, динозаврами, Арафатами и Барухами Гольдштейнами. Представили себе маскарад на День Победы, и ряженых гитлерами детей? Или пуримский базар (на самом деле, карнавал), именуемый у нас в Кирьят Арбе "персидский базар"? Или Пуримшпиль, представление, где потешаются над Аманом, Мордехаем, Ахашверошем и Эстер. А сам информационный повод "героиня Эстр - наложница гойского царя", как с этим жить приверженцам "чистоты крови"? Кстати, в год, когда Клинтону чуть не вставили импичмент, наряжались Мониками Левинскими, современный вариант Эстер.
В чём же фишка всего этого веселья, почему такие странности? А фишка в том, что мы, евреи, знаем, что Мордехай и Эстер совершили ровно то, что Аман со товарищи планировали сделать с нами. Типа "око за око". Мордехай - это Аман наоборот и поэтому, немного выпив, можно их перепутать. И празднуем мы не "убийство 75 тысяч невинных персов", а счастливый поворот жребия. Ведь он мог бы развернуться и в другую сторону, не так ли? Вон, предыдущую свою жену, Вашти, царь Ахашверош казнил за намного меньшее прегрешение (отказалась голой танцевать на попойке перед гостями, за такое сейчас даже из стрип-клуба не всегда увольняют), а тут женщина просит изменить царский указ. Неслыханно! И Эстер, без сомнения, постигла бы участь Вашти, но по чудесному стечению обстоятельств, в ту ночь у царя была бессонница и он листал, чтобы уснуть, придворные летописи. И наткнулся на запись о дяде Эстер, еврее Мордехае, спасшем Его Величеству жизнь. Мордехай знал многие языки и понял разговор двух рабов на редком наречье, а они замышляли убить монарха. Звёзды расположили царя к евреям в ту ночь. Жребий. Вот его мы и празднуем (само слово "пурим" происходит от "пуру", по-аккадски "жребий").
Дьякон Кураев проливает слёзы над невинно убиенными персидскими элитами, как цитируемый им Д. Хмельницкий над изнасилованными советскими солдатами немками. Но и в том, и в другом случае за частностью теряется главное. Жестокости, да, куда от них денешься. В то жестокое время по-другому и не могло быть. Да и в наше время не лучше. Но уделяется ли именно жестокостям внимание в праздновании Пурима? Нет. Являются ли действия евреев в тот день эталоном, примером для подражания? Нет, нет и нет. И с Ханукой та же проблема, поэтому и она - народный праздник, не ставший строго религиозным. Об этом говорят вскользь, а не вскользь об Эстер, смелой женщине, спасшей свой народ (таково наше прочтение легенды). Не зря же именно от Пурима пошёл праздник 8 Марта.
Ещё одна интересная тема, затронутая дьяконом Кураевым - оправданность превентивного удара. И где проходит красная граница. Я советую дьякону нарядиться на следующий Пурим Сталиным. Ну, и выпить до степени стирания различий. И как бы перенестись на машине времени в ... 10 июня 1941 года. Когда немецкие войска на марше, в обозах, в развёртывании. И вот, с высоты сегодняшнего своего знания, будучи умным задним числом, прикажет ли он нанести удар по ещё не напавшему Гитлеру? Или как?
Если подходить к исследованию с заранее готовым шаблоном, можно получить любой результат. И обвинить Кураева в падении башен-близнецов. Объективные же исследователи отмечают очень низкое количество злодеяний, учинённое в Израиле над невинными арабами, в ходе всех войн. Не нулевое, но очень низкое. За месяц войны в Чечне случалось намного больше злодеяний, чем за сто лет сионизма. Так же низок уровень бытового межнационального насилия в самом Израиле. И одно из инкриминируемых нам злодеяний - резня в лагерях Сабра и Шатила. Израильскую армию обвиняют в том, что не вмешались и не пресекли. Офицеры оправдываются, что толком не поняли, что там происходило. Но никто не спорит, что евреи не резали палестинских детей. Резали как раз христиане. На этом примере гуманизма и всепрощения, позвольте откланяться. после Пурима раскалывается башка.
Погодите-погодите, а социализм, "марши пустых кастрюль", петроградские демонстрации в семнадцатом, это, так, для профанов? А в действительности-то все не так, как на самом деле?
Это, кстати, Кураев тоже как-то доказывал, и за это его мешали с грязью. Мне-то всё равно, пусть 8 марта хоть от Курбан-Байрама происходит, но интересно, что вы с этим согласны.
Понять ее исток легко - отнесясь к ней иначе, ему сложно было бы разливаться соловьем, критикуя описанные в ней события. Но если вспомнить, что в христианстве книга Есфирь включена в канон и, соответственно, считается боговдохновенной всеми ветвями христианства, данное высказывание из уст г-на Кураева звучит дико: то ли профессор духовной академии не слишком успешно прошел катехизацию и до сих пор так и не понял, что такое библейский канон (зато написал учебник по основам православной культуры), то ли его антисемитизму мешает православие, и он решил основать новую религию со своими, отличными от принятых в христианстве, канонами.
Злобные фанатики - они такие; готовы оплевать собственную веру, если она мешает ругать других...
Тоже не совсем. Аман собирался "ушлалам лавоз", а Мордехай и Эстер "увабиза ло шалху эт ядам". Маленькая такая разница, но принципиальная.
я так полагаю, это вы про себя. а обвинять Кураева в некомпетентности - большая глупость с вашей стороны.
Каноничность книги Есфирь и её богодухновенность никак не противоречат словам Кураева:
"Перед нами – скорее историческое сказание, чем откровение Божие".
Откровение настолько, насколько оно вообще может быть в человеческой истории, в данном случае, истории еврейского народа.
Я бы сказал, что это и история и, в некотором роде,откровение. Одно другому не противоречит и никакой ошибки, а тем паче никакого "оплевания веры" тут нет.
А то, с чего вы начали - казуистика.
То есть словоблудие, уводящие от главного в частности. Но вы очень зло высказались, так что вам лишь бы за что-то зацепиться, это очевидно.
Человек с ружьем, эх-х... интересный человек, все-таки, Кураев. Талантливый. А всех талантливых временами заносит, ты не находишь?
Я временами просто фигею, как его заносит в полемике, но зато не боится высказаться.
Так что "православие" бесноватого - это какая угодно религия, но не христианская. Христианин должен знать, что книги Св. Писания - не "исторические сказания", а боговдохновенные тексты, и не может словоблудить по этому поводу.
Впрочем, адептам кураевства (вместо христианства) - можно.
я так полагаю, чтобы что-то критиковать, надо в этом разбираться. и в теории и в практике. значит и у вас есть как минимум магистерская степень по богословию?
Тут важна и теория и практика.
Я, как минимум, человек, понимающий, что фраза "Перед нами – скорее историческое сказание, чем откровение Божие" означает, что человек, ее произнесший, не считает обсуждаемую им книгу безусловно относящейся к Божьему откровению, а пропагандирующий антихристианскую мысль, что она, скорее, является историческим сказанием. И еще я - человек, знающий, как христианство относится к каноничности Священного Писания. И никакое словоблудие и троллинг в описанном духе этого моего знания не изменят.
Тем более, что уж не кураевцам задавать окружающим вопросы о воцерковленности и христианстве - им вместе с их бесноватым пастырем вначале следует самим прекратить антицерковную пропаганду, болтовню о том, что в составе Св. Писания есть "исторические предания, а не откровения Божьи", принести покаяние за оскорбление христианской религии анекдотической антинаучной пропагандой (столь модной на портале, специально отведенном для миссионерской проповеди кураевской религии) - а потом уже интересоваться отношением к христианству других лиц, к кураевской религии не принадлежащих.
честно говоря, это сразу было видно. но я решил уточнить. я могу ошибаться, хоть и имею высшее образование по обсуждаемому предмету, т.е. богословскую степень.
но это лишь один момент,о котором, я вижу, говорить с вами бесполезно.
есть второй очень важный момент. сделаю одну попытку.
собственно, вопрос в практике. из Священного Писания нам известно, что "любовь есть выше всех всесожжений и жертв", и выше богословского образования, несомненно. Любовь - главное отличие христианина. "Потому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин.13,35)
Этот момент меня и задел в вашем высказывании. Человек, рассуждающий о том, каков должен быть настоящий христианин и как он должен говорить, готов Кураева с "кураевцами" со всеми остальными (еретиками?), повесить заместо Мордехая и Аммана вместе взятых.
Простите, но именно такое впечатление производит ваш тон.
А инквизиторы, знаете ли, тоже на христиан никак не тянут. Хоть и называли себя христианами.
Тем более, что уж не кураевцам
а вы случайно не такими словами молитесь:
"Благодарю Тебя, Господи, что я не такой человек, как этот мытарь..."?
И, на всякий случай уточню. Вопреки вашему желанию изобразить меня адептом Кураева, я таковым не являюсь. Я ему не брат, не сват, не последователь. Часто с ним не согласен. Но в профессионализме этого человека сомневаться не приходится, как бы он ни был кому-то там несимпатичен. Кураев изучает предмет о котором говорит гораздо лучше многих других полемистов и приводит источники, к которым другие относятся небрежно. Его выводы - это другое. Их можно принимать или нет, но источники не принимать во внимание было бы, мягко говоря, необъективно)
Вот насчет троллинга, вы явно осведомлены лучше меня. Может вам лучше об этом порассуждать? А я даже вникать не хочу, какие там у троллей приемы
Прошу прощения за некоторую едкость комментария и, думаю, что надо заканчивать с полемикой, а то у меня тоже как-то не по-доброму выходит)
Atandakil, тема соответствия постов Кураева христианскому православному канону мне не ведома. Я же не знаю, какой там канон. У нас текст свитка Эстер вполне обсуждаем. Вообще, всё обсуждаемо и комментируемо, кроме десяти заповедей. Но не все комментарии и мнения приняты. Что бы там ни было, я воздерживаюсь от сильных эпитетов типа "бесноватый" по отношению к Кураеву, стараясь оставаться в рамках теологического спора, не срываясь на спор личный.
Alcaazar, Кураев не прав хотя бы потому, что пользуется церковнославянским переводом с греческого ивритского текста. В обсуждении ему показали, что смысл перевода зачастую обратен оригиналу. Например, переводя "хаель" как "сильный" мы искажаем смысл. Речь идёт о вооружённых солдатах. Пусть Шмулевич научит Кураева иавриту.
По моему мнению, ахиллесовой пятой иудаизма является запрет миссионерства. Пока мы не унифицируем процедуру гиюра, это большая наша проблема. Я могу убедить непредвзятого собеседника, желающего слушать, в правильности Торы. Проблема возникает потом. Что мне делать с этим человеком? Наша религиозная бюрократия не готова принять с открытым сердцем всех, кто стремится в еврейский народ и поэтому мы обречены на демографическое соревнование с арабами. Но это бред, можно за год решить вопрос.
А вот канон Священных книг в христианстве установился достаточно поздно и до сих пор он не равнозначен даже у основных мировых конфессий.
Тем более не запрещены комментарии и различные толкования.
Только вот на Кураева нападают не из-за его пренебрежения точным переводом. Если б не его выводы, кого бы интересовали тонкости перевода, кроме нескольких специалистов? При любом переводе смысл отдельных фраз несколько искажается, обычное дело.
Тут другое. Кураев кусается. Надо укусить в ответ
Еще один прием троллинга - громогласно делать из слов оппонента выводы, к словам оппонента не относящиеся, но удобные троллю.
В сочетании с уже приведенным приемом троллинга, на котором я Вас поймал, вырисовывается ожидаемая картина - мораль защитника бесноватого протоиерея соответствует морали самого защищаемого.
Предсказуемо. Как говорится в русском народе, каков поп, таков и приход. Каковы кураевы, таковы и их тролли.
Думаю, Кураев был бы горд конгениальными защитниками.
Кстати, Alcaazar, Ваш подзащитный на своем "миссионерском портале", посвященном распространению кураевства, очень развязно болтает об эволюции, астрономии, психологии и физике.
Вы не желаете по своему обыкновению затребовать и у него тоже подтверждения дипломов на ученые звания в соответствующих областях? Или Вы считаете, что кураевство и его отношение к христианству можно обсуждать, только вооружившись дипломом по соответствующей дисциплине (желательно, лично Кураевым выданным), а о серьезной науке может болтать любой кураев без соответствующего диплома?