В холиварах упомянули национализм и снова речь зашла о концепции богоизбранного народа у евреев. Понятно, украинская тема постепенно схлопывается и возвращается еврейская.
А ведь я писал об этом уже. Вот
здесь. Поэтому процитирую самого себя:
...Я решил порыться в умных книжках и поискать компетентный ответ на мучающий многих евреев и антисемитов вопрос: "О богоизбранности." Уходить от острых вопросов не в моих правилах, так что попытаюсь кое-что объяснить.
Что имеет в виду иудаизм?Что имеет в виду иудаизм?
Отрицать то, что в Торе и Талмуде говорится об избранности еврейского народа бессмысленно. Но там имеется в виду совсем не то, что думают антисемиты и не совсем сведущие мои соплеменники. Скажем так, слово "избранный" переводится не в том смысле. Как это может быть? Объясню на примере.
Однажды, в рамках дней киргизско-таджикской дружбы, нас всем классом погнали смотреть очень скучный киргизский фильм. Мы сидели в зале и проклинали киргизов, снявших эту тягомотину. А потом стали от скуки читать наглядную агитацию. С правой стороны от экрана висел лозунг: "Из всех искусств для нас важнейшим является кино. Ленин", с левой - это же самое по-таджикски. Я вижу, что-то не то с таджикским текстом. Перечитал три раза и понял. "Мехри, гуш кун (слушай),- позвал я соседку, тут написано: "кино меояд", они перевели является как "меояд". Как будто оно с топором по ночам к ним является." Уже через три минуты гомерический хохот катился по залу. На экране киргизский чабан рыдал над умирающей от бурана овцой, трагическая кульминация картины. Акция дружбы народов была сорвана.
В еврейских источниках "избранный народ" звучит "ам а-нивхар עם הנבחר". Если бы имелось в виду "отборный народ", "самый лучший, самый суперский народ" написали бы "ам а-мувхар עם המובחר ". Но не написали. Имеется в виду народ, избранный для чего-то, для какой-то конкретной миссии. Если для миссии избран народ, значит, миссия - по отношению к другим народам. Что за миссия? Это-то как раз понятно - принести миру идею единобожия. Сам факт такого избрания не означает, что означенный народ лучше или хуже других. Егоров и Кантария вовсе не обязательно были самыми лучшими солдатами Советской армии, но именно их избрали водрузить знамя Победы над рейхстагом. Одна из причин такого выбора - дислокация их части. Вторая - Егоров и Кантария подчёркивали даже своими фамилиями идею интернационализма - противовес идее нацизма. Гагарин был не лучше и не хуже Титова, но он первый космонавт, а Титов второй. Потому что кто-то должен был быть первым. Были и другие причины выбора Гагарина, но все они далеки от определений "лучший-худший".
Справились ли евреи со своей миссией и завершилась ли она- вопросы для особого разговора. По мне, справились на четвёрку.
Почему некоторые евреи понимают слова об избранности иначе?Почему некоторые евреи понимают слова об избранности иначе?
Тут тоже не всё просто. Мне кажется, что такое неправильное понимание культивируют в евреях антисемиты. Если бы в том же блоге Льва Вершинина последние обсуждения евреев и сионизма не собирали вдвое больше комментов, чем ливийская и сирийская темы, я бы не говорил этих слов. Но может быть сами евреи и оставляют эти комменты? Решил проверить сразу же по окончании Йом Кипура, в этот день евреи (особенно израильтяне) не пишут и не комментируют. И что? А ничего. Антисемиты паслись там как ни в чём не бывало. В отсутствие оппонентов (кто-то даже удивился, куда мы подевались) они продолжали писать и даже вступили в дискуссию между собой, кто из них больше жидов ненавидит. И выискивали цитаты, и тратили часы драгоценного времени, и всё о нас.
Если бы ООН относилась к убитому палестинцу как к убитому сомалийцу, если бы пресса писала об Израиле столько, сколько об Эритрее... А то даже об Эритрее умудряются писать в связи с Израилем. У рава Адина Штайнзальца (одного из серьёзных талмудистов) я нашёл рассказ о еврее, читавшем исключительно антисемитские листки. На вопрос: "Зачем?" тот ответил: "А что хорошего можно прочитать в израильских газетах? Министр проворовался, мэр попался на махинациях, депутат оскандалился. А тут откроешь, душа поёт. Евреи правят миром, они захватили прессу почту телеграф и банки."
Вторая причина неправильного понимания евреями данного вопроса - простой статистический анализ. Типа количества нобелевских, ленинских и сталинских лауреатов на душу населения, а также чемпионов по шахматам и профессоров физики. Один товарищ в беседах со мной особо напирал на шахматы. Мол, о премиях можно сказать, что это субъективно, а в шахматах не обманешь. Я всегда задавал встречный вопрос: "А почему в лёгкой атлетике все чемпионы из Кении и Эфиопии и среди них ни одного еврея?" Хотя он и там умудрился найти еврея. Эфиопского.
Третья причина предрассудков - невежество. В любом народе национальный фанатизм - прерогатива мелкой буржуазии, чей кругозор узок как мир муравья. Лавочнику Охаёну греет душу "нобель" профессора Шехтмана. И если б его, Охаёна, не выгнали за драку из девятого класса, он тоже мог бы забацать Нобеля...
Что об этом думают сионисты?Что об этом думают сионисты?
Вся идея сионизма - стать в своей стране таким же народом, как все. Со своими слесарями, крестьянами, алкашами и проститутками. Когда в Тель Авиве поймали первого карманника, говоривщего только на иврите, это было чуть ли не праздником. Если же сионисты и говорили об "избранничестве", то совсем в другом ракурсе. Иногда Всевышнему задавались очень тяжёлые вопросы. Это стихотворение израильского классика Натана Альтермана (перевод Ханоха Дашевского) было написано в 1942, в самые страшные дни Холокоста. Я не советую его читать слабонервным. Я привожу и оригинал, но предупреждаю читателей, знающих наш язык, что ивритский текст тяжелее русского.
Из всех народов
Видя наших детей беспощадный убой,
равнодушно молчит мир гуманный,
ибо избраны мы из народов Тобой,
и любимы Тобой и желанны.
Ибо избраны мы из народов Тобой,
не норвежцы, не чехи,не бритты.
И когда наши дети идут на убой,
они знают,что кровь их весь мир остальной
ценит меньше гроша- и доволен собой.
Они просят лишь мать:не смотри ты!
И голодный топор ест и ночью и днём.
А отец пресвятой, крест повесив на грудь,
молча в Риме сидит,и увидев погром,
не спешит преградить ему путь.
Не оставил дворец ни на день,ни на миг,
чтоб с иконою к плахе бежать,где поник,
как готовый к закланью ягнёнок,
безымянный еврейский ребёнок.
И судьбой драгоценных скульптур и холстов
весь взволнованный мир озабочен,
а шедевры бесценные детских голов
черепками лежат у обочин.
Не оплакивай,мать- их глаза говорят-
и на тех, кто упал,не смотри ты;
это пали бойцы,только рост маловат,
а бойцы не бывают забыты.
И ещё говорят они каждой слезой:
Бог отцов,Бог святой и незримый!
Ибо избраны мы из народов Тобой,
и желанны Тобой и любимы,
Ибо избраны мы из народов Тобой
Твой Престол освящать нашей смертью-
кровь детей соберёшь Ты своею рукой,
потому что Ты Бог милосердья.
И вдохнёшь,словно запах цветов,и платок
с этой кровью хранить будешь свято,
а убийцам и тем,кто им молча помог,
не простишь-и потребуешь плату.
מכל העמים / נתן אלתרמן
בבכות ילדינו בצל גרדומים
את חמת העולם לא שמענו.
כי אתה בחרתנו מכל העמים,
אהבת אותנו ורצית בנו.
כי אתה בחרתנו מכל העמים,
מנורוגים, מצ'כים, מבריטים.
ובצעוד ילדינו אלי גרדומים,
ילדים יהודים, ילדים חכמים,
הם יודעים כי דמם לא נחשב בדמים -
הם קוראים רק לאם: אל תביטי.
ואוכל הגרזן בימים ובליל.
והאב הנוצרי הקדוש בעיר רום
לא יצא מהיכל עם צלמי הגואל
לעמוד יום אחד בפוגרום.
לעמוד יום אחד, יום אחד ויהודי,
במקום שעומד בו שנים כמו גדי ילד קט,
אלמוני,
יהודי .
והרבה דאגה לתמונות ופסלים
ואוצרות אמנות פן יפוצצו.
אך אוצרות-אמנות של ראשי-עוללים
אל קירות וכבישים ירוצצו.
עיניהם מדברות: אל תביטי, האם,
איך שורות ארוכות הונחנו.
חילים ותיקים וידועים לשם,
רק קטנים בקומה אנחנו.
עיניהם מדברות עוד דברים אחדים:
אלוהי האבות..ידענו
שאתה בחרתנו מכל הילדים
להרג מול כסא כבודך.
ואתה את דמנו אוסף בכדים
כי אין לו אוסף מלבדך.
ואתה מריחו כמו ריח פרחים
ואתה מלקטו במטפחת,
ואתה תבקשנו מידי הרוצחים
ומידי השותקים גם יחד.
1942г.
Я примкнул к сионистам в возрасте, когда дети ещё играют в машинки, а не задумываются о судьбах мира. И я тоже не задумывался особо, но однажды поговорив с человеком из Израиля, принял эту идею полностью и безоговорочно. Во многом потому, что сионизм для меня противовес тому, что принято называть местечковостью. И именно потому, что я убеждён в равенстве перед Богом всех племён и народов на Земле, я хочу, чтобы и мой народ был равным среди равных, в своей стране, со своим языком, со своими гениями, сварщиками, писателями, мошенниками и карманниками. И если это будет стоить нам нескольких нобелевских премий, то так уж тому и быть.
eiskaltburg.diary.ru/p200732473.htm?from=last&d...
Насколько это серьёзно, а насколько байка?