Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
На самом деле, это очень интересная тема. Как там было у Пушкина:
"Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его."
На территории современной Украины зародился хасидизм, мистическое течение в иудаизме. По сравнению с традиционным "литовским" течением, видевшим путь познания Б-га в образовании, понимании и изучении Святой Торы, хасиды говорили о праведности и простоте. Какой-нибудь сапожник или извозчик может быть отнюдь не знатоком теологических тонкостей, но если он искрене верит и живёт честно, душа его спасётся. Оттого, что в хасидизме личный путь к спасению пролегает через житейские вещи и не требует посвящения всего своего времени Учению, возникла необходимость в некоем образце для подражания, духовном лидере. Такие лидеры - Праведники (Цадики). Цадики становились центрами притяжения, вокруг них формировались хасидские дворы. Если в каком-то городке появлялся Праведник, вокруг него собирались ученики и последователи и, даже по прошествии более 200 лет, общины последователей до сих пор носят имена украинских, польских, венгерских или румынских местечек. А могила Праведника является местом паломничества.
Основателем хасидизма был раби Исраэль Бен Элиэзер, больше известный под именем Бааль Шем Тов или, сокращёно, Бешт. Он родился в селе Окопы, ныне Тернопольская область Украины, 27 августа 1698 года, умер и похоронен в Меджибоже (Хмельницкая область Украины) 22 мая 1760 года.
Усыпальница Великого Цадика Бааль Шем Това (Бешта) в Меджибоже:
![](http://static.diary.ru/userdir/5/1/6/3/516384/82296834.jpg)
Бешт учил, что "ни один человек не падает так низко, чтобы не суметь подняться к своему Творцу". Но чтобы вытащить человека из грязи, нужно самому вступить в грязь. "Мелкие цадики,"- говорил он: "спасают мелких грешников. Великие же Цадики спасают великих грешников." Известно, что Бешт однажды помог укрыться от преследования Олексе Довбушу, лидеру карпатских повстанцев, и его отряду. Меджибож - дивное место, там стоит на скале древняя крепость, течёт маленькая река с чистой водой, а простые крестьянские хаты как бы говорят о том, что не так уж изменился этот мир за последние 250 лет. Мавзолей Бешта, ешива рава Габая и мистическая атмосфера места привлекают паломников.
Но самым главным местом паломничества, самой значимой святыней, является, конечно, могиля Цадика Нахмана в Умани Черкасской области. Умань притягивает каждую осень, в дни праздника Рош-а-Шана (еврейский Новый год) десятки тысяч паломников.
Выглядит это примерно так:
![](http://static.diary.ru/userdir/5/1/6/3/516384/82296889.jpg)
Могила цадика Нахмана в Умани:
![](http://static.diary.ru/userdir/5/1/6/3/516384/82296890.jpg)
Раби Нахман из Бреслава (1772-1810) был правнуком Бешта и одним из самых ярких его последователей. Он посвятил свою недолгую жизнь поиску магической каббалистической формулы исправления мира. Считается, что псалмы, выделенные им в "Тикун клали (всеобщее исправление)" и являются этой формулой. Раби Нахман проповедовал своё учение в Бреславе (Виницкая область), но незадолго до смерти переехал в Умань, желая быть похороненым рядом с жертвами Уманской резни, устроенной гайдамаками незадолго до его рождения. Ещё при жизни он попросил каждого еврея посещать его могилу в дни Рош-а-Шана. каждый, кто прочитает на могиле Нахмана "Тикун Клали", пожертвует хотя бы несколько гривен и искрене раскается в грехах, удостоится защиты Праведника. Раби Нахман говорил:
"Кто придёт в день еврейского Нового года на мою могилу, раскается в грехах и пожертвует бедным... Я буду носиться по небесам вдоль и поперёк и я обещаю вам, что я за волосы вытащу этого человека из ада."
Я уже писал о бреславском хасидизме и сейчас повторюсь. Речь идёт об особом мистическом методе со своими теологическими обоснованиями и, не знаю, поверите ли Вы мне, но эта штука работает. Тут очень много теоретических понятий: "цимцум" - Божественное самосокращение и Его согласие играть по законам природы, чтобы мир был объясняем и не произошёл "синвур" - ослепление людей из-за невозможности понять суть Всевышнего. Есть "килькуль" - поломка, отступление от правильного пути и "тикун" - исправление. Постоянная война двух начал в природе. Есть "двекут бэ-цадик" - следование за Праведником и много чего ещё. Удивительно, но бреславский хасидизм очень похож на мистические практики в суфизме или исмаилизме. В практике бреславцев огромная роль принадлежит украинским сказам, пословицам, легендам, которые Праведник собирал по деревням и искал в них "ницоцот" - искры Истины и понимания.
Раби Натан, ученик и преемник раби Нахмана, похоронен в Бреславе:
![](http://static.diary.ru/userdir/5/1/6/3/516384/82297554.jpg)
В городе Гадяч Полтавской области находится могила основателя Любавичского направления хасидизма Альтер-Ребе (раби Шнеер Залман из Ляд)
Так выглядит усыпальница:
![](http://static.diary.ru/userdir/5/1/6/3/516384/82297455.jpg)
Такой она была до реконструкции:
![](http://static.diary.ru/userdir/5/1/6/3/516384/82296927.jpg)
Альтер-Ребе, автор книги "Тания", много внимания уделяет среднему обычному человеку, который от природы не добр и не зол, не умён и не глуп. Но душа его мечется между полюсами и в ней, в душе обычного человека, происходит настоящая битва Добра и Зла.
В Ганиполе Хмельницкой области, между Корецом и Славутой, рядом похоронены два Великих цадика: Магид из Межерича (раби Дов-Бер, ученик Бешта) и раби Зуся.
Могила Магида и раби Зуся:
![](http://static.diary.ru/userdir/5/1/6/3/516384/82296948.jpg)
Основой теологии Дов Бера (Магида из Межерича) является представление о том, что Бог — единственная реальность и что все вещи суть проявления Бога во времени. «Мир до своего сотворения находился в Боге в потенции. Воля Божия вызвала его из состояния отвлеченной возможности в состояние действительного бытия. Но творение не отделилось от Творца. Так как, создав мир, Бог разлил в нем, во всех вещах и явлениях, свою бесконечную силу, то это значит, что Он сам облекся в бесчисленные формы вещей. Как до сотворения мир был в Нем, так теперь Он воплотился в мире. Бог есть не только внешняя причина вещей, но и внутренняя их сущность. Он душа мира» (Дубнов С. М. Возникновение хасидизма. Кн. 11-12. — Восход, 1889. С.41).
Раби Зуся (Зуша) говорил: "Когда я предстану перед небесным судом, никто не спросит меня: «Зуся, почему ты не был Авраамом, Яаковом или Моисеем?» Меня оглядят и спросят: «Зуся, почему ты не был Зусей?»
Поэт Дмитрий Веденяпин даже написал об этом стихи:
Суть не в минусе и даже не в плюсе,
И не в том, что все могло быть иначе.
«Раби Зуся, был ли ты раби Зусей?» -
Спросит Бог, и раби Зуся заплачет.
Раби Леви Ицхак, ученик Магида, похоронен в Бердичеве.
Усыпальница раби Леви Ицхака:
![](http://static.diary.ru/userdir/5/1/6/3/516384/82297489.jpg)
В Остроге находится могила раби Шмуэля Элиэзера Эйдельса (Маарша) - самого сильного талмудиста из хасидских цадиков. В своих комментариях к Талмуду и Агаде он смог разрешить противоречия, считавшиеся непреодолимыми и вникнуть в саму суть дискусий талмудистов прошлого.
Усыпальница Маараша:
![](http://static.diary.ru/userdir/5/1/6/3/516384/82297543.jpg)
Чернобыльский цадик Менахем Нахум Тверский был похоронен в Чернобыле. По понятным причинам, паломничество к его могиле затруднительно без анти-радиоактивного костюма. Но самые преданые хасиды облачаются в такие костюмы и поддерживают усыпальницу:
![](http://static.diary.ru/userdir/5/1/6/3/516384/82297550.jpg)
Перечисленые здесь места - лишь малая часть еврейского наследия Украины. Есть множество других могил Цадиков, обороных и исторических синагог, есть хазарское наследие и караимское (в Крыму) тоже. Есть тысячи книг, написаных на земле Украины и пропитаных её красотою. Есть места, связаные с возникновением сионизма и его лидерами. Есть и кровавые страницы, куда от них денешься. Да что там говорить, первое упоминание Киева - в письме на иврите. Сейчас пишется очередная страница в нашей долгой совместной истории, на иврите и по-украински. И будет ещё много страниц. Великий ивритский поэт Шаул Черниховский, уроженец Запоржья, написал:
"הָאָדָם אֵינוֹ אֶלָּא תַּבְנִית נוֹף מוֹלַדְתּוֹ" - "Человек принимает форму места своего рождения".
Другой ивритский поэт, Натан Альтерман, написал:
"אין עם אשר יסוג מחפירות חייו" - "Нет народа, который уступит основы своей жизни."
И когда мы ищем основы нашего народа, не в последнюю очередь искать их надо там, где проживал наш народ 2000 лет в изгнании.
"Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его."
На территории современной Украины зародился хасидизм, мистическое течение в иудаизме. По сравнению с традиционным "литовским" течением, видевшим путь познания Б-га в образовании, понимании и изучении Святой Торы, хасиды говорили о праведности и простоте. Какой-нибудь сапожник или извозчик может быть отнюдь не знатоком теологических тонкостей, но если он искрене верит и живёт честно, душа его спасётся. Оттого, что в хасидизме личный путь к спасению пролегает через житейские вещи и не требует посвящения всего своего времени Учению, возникла необходимость в некоем образце для подражания, духовном лидере. Такие лидеры - Праведники (Цадики). Цадики становились центрами притяжения, вокруг них формировались хасидские дворы. Если в каком-то городке появлялся Праведник, вокруг него собирались ученики и последователи и, даже по прошествии более 200 лет, общины последователей до сих пор носят имена украинских, польских, венгерских или румынских местечек. А могила Праведника является местом паломничества.
Основателем хасидизма был раби Исраэль Бен Элиэзер, больше известный под именем Бааль Шем Тов или, сокращёно, Бешт. Он родился в селе Окопы, ныне Тернопольская область Украины, 27 августа 1698 года, умер и похоронен в Меджибоже (Хмельницкая область Украины) 22 мая 1760 года.
Усыпальница Великого Цадика Бааль Шем Това (Бешта) в Меджибоже:
![](http://static.diary.ru/userdir/5/1/6/3/516384/82296834.jpg)
Бешт учил, что "ни один человек не падает так низко, чтобы не суметь подняться к своему Творцу". Но чтобы вытащить человека из грязи, нужно самому вступить в грязь. "Мелкие цадики,"- говорил он: "спасают мелких грешников. Великие же Цадики спасают великих грешников." Известно, что Бешт однажды помог укрыться от преследования Олексе Довбушу, лидеру карпатских повстанцев, и его отряду. Меджибож - дивное место, там стоит на скале древняя крепость, течёт маленькая река с чистой водой, а простые крестьянские хаты как бы говорят о том, что не так уж изменился этот мир за последние 250 лет. Мавзолей Бешта, ешива рава Габая и мистическая атмосфера места привлекают паломников.
Но самым главным местом паломничества, самой значимой святыней, является, конечно, могиля Цадика Нахмана в Умани Черкасской области. Умань притягивает каждую осень, в дни праздника Рош-а-Шана (еврейский Новый год) десятки тысяч паломников.
Выглядит это примерно так:
![](http://static.diary.ru/userdir/5/1/6/3/516384/82296889.jpg)
Могила цадика Нахмана в Умани:
![](http://static.diary.ru/userdir/5/1/6/3/516384/82296890.jpg)
Раби Нахман из Бреслава (1772-1810) был правнуком Бешта и одним из самых ярких его последователей. Он посвятил свою недолгую жизнь поиску магической каббалистической формулы исправления мира. Считается, что псалмы, выделенные им в "Тикун клали (всеобщее исправление)" и являются этой формулой. Раби Нахман проповедовал своё учение в Бреславе (Виницкая область), но незадолго до смерти переехал в Умань, желая быть похороненым рядом с жертвами Уманской резни, устроенной гайдамаками незадолго до его рождения. Ещё при жизни он попросил каждого еврея посещать его могилу в дни Рош-а-Шана. каждый, кто прочитает на могиле Нахмана "Тикун Клали", пожертвует хотя бы несколько гривен и искрене раскается в грехах, удостоится защиты Праведника. Раби Нахман говорил:
"Кто придёт в день еврейского Нового года на мою могилу, раскается в грехах и пожертвует бедным... Я буду носиться по небесам вдоль и поперёк и я обещаю вам, что я за волосы вытащу этого человека из ада."
Я уже писал о бреславском хасидизме и сейчас повторюсь. Речь идёт об особом мистическом методе со своими теологическими обоснованиями и, не знаю, поверите ли Вы мне, но эта штука работает. Тут очень много теоретических понятий: "цимцум" - Божественное самосокращение и Его согласие играть по законам природы, чтобы мир был объясняем и не произошёл "синвур" - ослепление людей из-за невозможности понять суть Всевышнего. Есть "килькуль" - поломка, отступление от правильного пути и "тикун" - исправление. Постоянная война двух начал в природе. Есть "двекут бэ-цадик" - следование за Праведником и много чего ещё. Удивительно, но бреславский хасидизм очень похож на мистические практики в суфизме или исмаилизме. В практике бреславцев огромная роль принадлежит украинским сказам, пословицам, легендам, которые Праведник собирал по деревням и искал в них "ницоцот" - искры Истины и понимания.
Раби Натан, ученик и преемник раби Нахмана, похоронен в Бреславе:
![](http://static.diary.ru/userdir/5/1/6/3/516384/82297554.jpg)
В городе Гадяч Полтавской области находится могила основателя Любавичского направления хасидизма Альтер-Ребе (раби Шнеер Залман из Ляд)
Так выглядит усыпальница:
![](http://static.diary.ru/userdir/5/1/6/3/516384/82297455.jpg)
Такой она была до реконструкции:
![](http://static.diary.ru/userdir/5/1/6/3/516384/82296927.jpg)
Альтер-Ребе, автор книги "Тания", много внимания уделяет среднему обычному человеку, который от природы не добр и не зол, не умён и не глуп. Но душа его мечется между полюсами и в ней, в душе обычного человека, происходит настоящая битва Добра и Зла.
В Ганиполе Хмельницкой области, между Корецом и Славутой, рядом похоронены два Великих цадика: Магид из Межерича (раби Дов-Бер, ученик Бешта) и раби Зуся.
Могила Магида и раби Зуся:
![](http://static.diary.ru/userdir/5/1/6/3/516384/82296948.jpg)
Основой теологии Дов Бера (Магида из Межерича) является представление о том, что Бог — единственная реальность и что все вещи суть проявления Бога во времени. «Мир до своего сотворения находился в Боге в потенции. Воля Божия вызвала его из состояния отвлеченной возможности в состояние действительного бытия. Но творение не отделилось от Творца. Так как, создав мир, Бог разлил в нем, во всех вещах и явлениях, свою бесконечную силу, то это значит, что Он сам облекся в бесчисленные формы вещей. Как до сотворения мир был в Нем, так теперь Он воплотился в мире. Бог есть не только внешняя причина вещей, но и внутренняя их сущность. Он душа мира» (Дубнов С. М. Возникновение хасидизма. Кн. 11-12. — Восход, 1889. С.41).
Раби Зуся (Зуша) говорил: "Когда я предстану перед небесным судом, никто не спросит меня: «Зуся, почему ты не был Авраамом, Яаковом или Моисеем?» Меня оглядят и спросят: «Зуся, почему ты не был Зусей?»
Поэт Дмитрий Веденяпин даже написал об этом стихи:
Суть не в минусе и даже не в плюсе,
И не в том, что все могло быть иначе.
«Раби Зуся, был ли ты раби Зусей?» -
Спросит Бог, и раби Зуся заплачет.
Раби Леви Ицхак, ученик Магида, похоронен в Бердичеве.
Усыпальница раби Леви Ицхака:
![](http://static.diary.ru/userdir/5/1/6/3/516384/82297489.jpg)
В Остроге находится могила раби Шмуэля Элиэзера Эйдельса (Маарша) - самого сильного талмудиста из хасидских цадиков. В своих комментариях к Талмуду и Агаде он смог разрешить противоречия, считавшиеся непреодолимыми и вникнуть в саму суть дискусий талмудистов прошлого.
Усыпальница Маараша:
![](http://static.diary.ru/userdir/5/1/6/3/516384/82297543.jpg)
Чернобыльский цадик Менахем Нахум Тверский был похоронен в Чернобыле. По понятным причинам, паломничество к его могиле затруднительно без анти-радиоактивного костюма. Но самые преданые хасиды облачаются в такие костюмы и поддерживают усыпальницу:
![](http://static.diary.ru/userdir/5/1/6/3/516384/82297550.jpg)
Перечисленые здесь места - лишь малая часть еврейского наследия Украины. Есть множество других могил Цадиков, обороных и исторических синагог, есть хазарское наследие и караимское (в Крыму) тоже. Есть тысячи книг, написаных на земле Украины и пропитаных её красотою. Есть места, связаные с возникновением сионизма и его лидерами. Есть и кровавые страницы, куда от них денешься. Да что там говорить, первое упоминание Киева - в письме на иврите. Сейчас пишется очередная страница в нашей долгой совместной истории, на иврите и по-украински. И будет ещё много страниц. Великий ивритский поэт Шаул Черниховский, уроженец Запоржья, написал:
"הָאָדָם אֵינוֹ אֶלָּא תַּבְנִית נוֹף מוֹלַדְתּוֹ" - "Человек принимает форму места своего рождения".
Другой ивритский поэт, Натан Альтерман, написал:
"אין עם אשר יסוג מחפירות חייו" - "Нет народа, который уступит основы своей жизни."
И когда мы ищем основы нашего народа, не в последнюю очередь искать их надо там, где проживал наш народ 2000 лет в изгнании.
Обычно мы сидим, делаем лехаим и рав Моше Колесник затягивает песни. В этот раз запел
Став я пити у п’ятницу, у п’ятницу,
Пропив, ай-ай, пропив свою телицу.
Треба, треба знати, як ґуляти,
Треба, треба знати, як брехати.
Ой, хешбн-цедек одавати,
Пред паном хазяїном отвечати.
А ми п’єм, да п’єм, да ми ґуляєм,
Ун мір трінкен яїн азой ві маїм.
Ун мір зоґн але цузамен лехаїм,
Ве-Ато тишма мін гашомаїм.
Став я пити у суботу, у суботу,
Пропив, ай-ай, пропив свою работу.
Треба, треба знати, як ґуляти,
Треба, треба знати, як брехати.
Ой, хешбн-цедек одавати,
Пред паном хазяїном отвечати.
А я смотрю - иностранцы тоже подтягивают со словами. Причем видно, что поют фонетически, не зная языка. Потом уже приехав домой узнал, что это очень популярная хасидская песня и ее поют по всему миру.
Одна маленькая поправка. Его звали Олекса Довбуш, а не Олесь.
Я о хасидах узнала из книги Бубера "Хасидские предания". Мне очень близко понимание Бога как пронизывающего любую жизнь во всех её мелочах.
спасибо)