Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
Сегодня Лаг ба Омер, мистический праздник. Пожалуй, единственный мистический праздник в нашей традиции. Обычаи моего народа очень реалистичны. В иудаизме, таком земном и рассудочном, мало места для мистики, волнующей тайны. Та же Кабала воспринимается чем-то далёким, непонятным, даже странным. А тут на тебе, мистический праздник.

Самое смешное, что и праздник этот не совсем религиозный, скорее народный. Он родственен совершенно другой традиции, назовём её древней индоевропейской. Родственен латышскому Лиго, Ивану Купалы, чему-то из этой серии. В этот день тоже жгут костры, кстати. И гуляют свадьбы. Просто из-за особенностей еврейского календаря день Лаг ба Омер гуляет относительно того же Лиго (летнего солнцестояния) с диапазоном в месяц, иногда приближаясь или даже совпадая, иногда отдаляясь.

И объяснения этого праздника у евреев немного иные, чем в Европе. Тут целые пласты неких кабалистических смыслов, подтекстов. Кстати, это день рождения и смерти самого загадочного из еврейских мистиков, раби Шимона Бар Йохая. Вообще, считается, что это особый день, с особым энергетическим полем, сегодня миром (всем миром, а не только еврейским) управляют Высшие сферы. Так, во время восстания Бар Кохбы, имено в Лаг ба Омер чудесным образом прекратилась эпидемия, буквально выкашивавшая ряды воставших и учеников раби Акивы.

Конечно, прекращение эпидемии ещё не есть победа. Победы в тот раз, кстати, и не было. Но почему запомнилось именно прекращение эпидемии? Событие было знаковым, оно вернуло народу надежду. А когда есть надежда, народ выживет и доживёт до победы. И если бы мне пришлось, отбрасывая тайные смыслы, объяснить постороннему человеку смысл праздника в трёх словах, я бы сказал: день возвращения надежды, день повернення надії. И если что-то, какое-то событие на этот раз мистическим образом совпало с Лаг ба Омером, воспримем данное совпадение как юмор Всевышнего. Или прозрачный намёк от Него.