Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
На прошлой неделе на заседании местного совета нашего поселения подрались мэр и его заместитель. Заместителя мэр давно бы снял, так как тот ушёл в глухую оппозицию, но у мэра нет большинства в совете. Драка широко обсуждается в узких кругах жителей Кирьят Арбы, тем более, что заместитель, у которого есть большинство в совете, апеллирует некой видеосъёмкой драки, которую сделал кто-то из депутатов от оппозиции и передал полиции. Так как съёмка стала уликой, другим её пока смотреть нельзя, но спекуляции уже идут. Сторонники мэра утверждают, что вождя спровоцировали.

И знаете, что скажу я вам, господа. Совсем не исключено, что его действительно спровоцировали. Ненависть между мэром и оппозицией такая, что удивительно, как они каждый день друг с другом не дерутся. Но почему его могли спровоцировать? Потому что такая провокация имеет прямой политический смысл. В рядах оппозиции как минимум три депутата из пяти могут выставиться на мэра. Один выпадет из обоймы, другой его заменит. Конечно, этому одному будет обидно, но уж как-нибудь разберутся между собой потом. А мэр один. У него во фракции всего два человека и второй номер его списка неэлекторален. Не то, чтобы он был каким-то отрицательным персонажем, исчадием ада, отнюдь нет. Он - технический персонаж. Незаменимый и эффективный на втором месте, но абсолютно непригодный на первое. Он из России, религиозный, отказник, собственный клан его невелик, в совете находится исключительно для поддержки мэра. Если ему придётся идти на выборы, его не изберут.

Мэр пользуется также по многим вопросам (но далеко не по всем) поддержкой нашего движения. Но, во-первых, конструктивная оппозиция это всё же не коалиция, а во-вторых: мы - светские в поселении с религиозным большинством. И поэтому, какими бы блестящими ни были наши лидеры (а они блестящие, они там круче всех), никто из них не может быть рассмотрен как реальный кандидат. Идеологическая пропасть между нами и раввинами очень велика и никто никому не врёт и не прогибается: ни мы, ни они. Наша цель - не власть в поселении, а эффективное влияние на власть.

А в лагере мэра нет дублёра, сам же он об этом и позаботился. И поэтому, если выбить мэра из обоймы, не важно как, победят его оппоненты. А когда дела обстоят так, соблазн выбить мэра из обоймы очень велик. При помощи драки ли, полиции ли, с последующими стенаниями: "Раввины, вмешайтесь! Демократия довела нас до ручки!", пришествия ли инопланетян, как угодно. Уже появляются странные петиции с тонкими намёками о том, что раввинам надо наложить епитимью и отказать в благословении на участие в выборах обоим драчунам (это равносильно у нас приказу уйти). Ага, обоим. Когда оппозиция трёхглава, а у мэра одна голова.

Как пел Псой Короленко: "О чём это я, о чём это песня моя?" А, да, о том, что ситуация "единственный непререкаемый лидер, олицетворяющий собой всю политику" опасна прежде всего для самого этого лидера. Потому что она увеличивает соблазн выбить лидера из обоймы и изменить таким образом политический курс. Чисто формально - Ленин Сталин, Хрущёв, Брежнев, Андропов, Черненко и Горбачёв были из одной партии. Только политика каждый раз менялась.

И я говорю всё это не только и не столько об одном отдельно взятом поселении, моё утверждение верно и в других местах. Наличие сильного второго номера не ослабляет, а усиливает первого. А заодно, страхует от турбулентности всю систему.