Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
Писать на эту тему тяжело. Заведомо знаю, что будут споры. Понимаю, что эмоции перехлестнут и не всем понравится то, что я собираюсь сказать. В том числе и в Израиле. Но я стараюсь говорить правду.
Двадцать лет я собирался в Берлин и двадцать лет что-то, сидящее глубоко внутри, мешало в последнюю минуту. В результате, возникли обстоятельства, требовавшие моего приезда. И даже в этих обстоятельствах я понимал, что тема Холокоста обязательно поднимется. Я заведомо оставляю на потом ответ на вопрос: "Как евреи могут жить в Германии?" ибо эмоциональный вопрос предполагает эмоциональный ответ, а это правильнее сделать в комментариях, ведь дискусия обязательно развернётся. Здесь же я попробую пойти дорогой фактов и логических умозаключений. И факты эти надо излагать по порядку, без эмоций.
1) Глубина раскаяния немецкого народа.
Моя младшая кузина Сара, родившаяся уже в Германии и даже не говорящая по-русски, в первый же день взяла меня в берлинский мемориал Холокоста. Мемориал этот находится в центре города, в районе Рейхстага, он занимает огромную территорию. Туда приводят каждого немецкого школьника, любой человек в Берлине был там хотя бы раз. Мемориал этот - немецкий аналог Яд-ва-Шема, с Яд-ва-Шемом там прямая компьютерная связь и общая база данных. Создание и работа Мемориала регулируется специальным правительственным законом. Об этом месте рассказывать можно долго, но я не буду, а скажу лишь одно. Так получилось, что во время нашего посещения там были большие русские и израильские группы, поэтому нам предложили сопровождающего по-английски. Тут же я увидел в стороне группу сопровождающих, стоящих без дела. На мой вопрос ответили, что это специальные люди, дающие объяснения на арабском и на фарси. Тогда я выбрал фарси и мне всё рассказали на таджикском диалекте. Я спросил парня, немца, уроженца Германии, много ли у него работы на этом языке. Он сказал, что основная работа - за пределами Мемориала. Т. е, немецкое правительство платит деньги и ведёт проекты, чтобы рассказать иранцам и арабам об ужасах Холокоста, донести эту правду. Раскаяние немцев глубоко и искренне, оно видно во всём. В том, с какой жёсткостью пресекаются антисемитские инциденты. В том, как реагируют люди на эту тему. Израильтянин, с которым мы летели обратно, живёт в Иерусалиме и постоянно мотается в Германию по работе. Он рассказал мне, как цинично используют иногда эти чувства молодые израильтяне. На фестивалях наркотики продают наши, прямо под израильским флагом. Они его специально вывешивают, полиция предпочитает терпеть беспредел, чтобы не обидеть евреев. Однажды Йоси (так звали моего попутчика) стал свидетелем безобразной сцены в метро. Израильтянин ехал без билета и его поймал контролёр. Там за это положено 40 евро штрафа. Но наш герой не хотел платить, он решил разыграть сцену: "Стреляйте в грудь коммуниста!" Он картино поднял руки, как на фотографиях из концлагеря, и закричал: "Я еврей! Убей меня, я еврей!" Сидевшая в вагоне пожилая немка встала и заплатила за него штраф, а потом вышла из вагона. Йоси был готов провалиться сквозь землю от стыда.
В Берлине мало полиции, но всегда охраняют еврейские кладбища, синагоги, израильские самолёты сопровождает сзади бронетранспортёр. Я многое увидел там за эти дни. И если это не раскаяние, то я не знаю, что такое раскаяние.
2) Насколько нынешнее поколение живущих в Германии ответственно за Холокост?
Я полагаю, что коллективная ответственность - скользкая дорожка. Я, находившийся в Таджикистане до 1992 года, не могу нести ответственности за приход Рахмона к власти и его кровавые преступления. Я делал всё, чтобы он не пришёл, но выборов в те дни не проводилось. Я, как и любой человек, могу отвечать лишь за то, что совершил сам, за то, что мог сделать, но не сделал. И никак не за то, что делали или не делали мои предки. Если сужать, то отвечать должны те, кто, будучи совершеннолетними к 1933 году, пришёл тогда на выборы и отдал свой голос нацистам. Самому молодому из этих людей должно сегодня быть 97 лет. Но не каждый почти столетний старик тогда голосовал, и только треть - за Гитлера. Я полагаю, что таких людей в Германии не осталось. Но даже если расширить понятие ответственности на всё то поколение (что не совсем коректно), легко увидим, что даже те, кому исполнилось 18 в 1944 году,сегодня глубокие старики, им 86 лет. Все, кого мы можем увидеть и встретить на улице в нынешней Германии, родились после войны. А большая часть народа родилась вообще не там. Я полагаю, что наступает момент, когда надо закрыть тему ответственности. Ответственные уже в могиле. А их дети и внуки лезут из кожи, чтобы загладить вину.
3) Об уникальности Холокоста. Уникальность Холокоста стала в современном мире аксиомой и спорить глупо. Но давайте постараемся понять, в чём заключается данная уникальность. Идеи убийства, уничтожения целых общностей, геноцида, расизма не новы в этом мире. Они были и до, и после Холокоста. Да что там далеко ходить, достаточно открыть Интернет. Я опасаюсь расширительных аналогий, но знаю хотя бы один случай в ХХ веке, уже после Холокоста, когда правительство государства целенаправленно и открыто пыталось уничтожить целый народ. Я имеюв виду резню в Руанде. Уникальность не в идеях, уникальность в масштабах, длительности, организации. Да, организация и порядок - очень немецкие качества. В берлинском метро всё работает как часы, а ведь в час пик поезда следуют с интервалом в минуту. Сами по себе организованность и любовь к порядку - положительные качества, в отличие от разгильдяйства. Просто они оказались направлены на страшное дело.У Гитлера было много времени и ресурсов на осуществление преступных планов, он годы контролировал большую часть Европы. В Руанде история дала убийцам около трёх недель. Но там успели замочить миллион тутси. А будь у них время и ресурсы нацистов, они уничтожили бы весь народ. Но бороться надо именно с идеями, а не с их той или иной реализацией. И идеи эти не уникальны, увы. Холокост уникален, но идеи антисемитизма тривиальны, в них ничего уникального нет. Они такие же по природе, как идеи уничтожения тутси.И, если быть до конца честным, нельзя поставить знак абсолютного равенства между идеями Гитлера и идеями того же Ахмединежада. схожими могут быть последствия.
4) Как сделать так, чтобы это не повторялось? Потому что это повторяется, увы. Говорят: "Воспитывать в людях толерантность." Но есть ведь и другая сторона вопроса: "А в каких людях мы в состоянии что-либо воспитать, как далеко распространяется наше влияние?" На немцев и французов? Допустим. На папуасов? Сильно сомневаюсь. Поэтому, переформулируем задачу. Как сделать так, чтобы нигде на Земле не приходили к власти сумасшедшие люди, движимые людоедскими идеями? И как остановить их, если всё же они к власти пришли и получили контроль над средствами массового уничтожения, армиями, спецслужбами? Вся история войн ХХ века заставляет нас искать ответы именно на эти вопросы.
Двадцать лет я собирался в Берлин и двадцать лет что-то, сидящее глубоко внутри, мешало в последнюю минуту. В результате, возникли обстоятельства, требовавшие моего приезда. И даже в этих обстоятельствах я понимал, что тема Холокоста обязательно поднимется. Я заведомо оставляю на потом ответ на вопрос: "Как евреи могут жить в Германии?" ибо эмоциональный вопрос предполагает эмоциональный ответ, а это правильнее сделать в комментариях, ведь дискусия обязательно развернётся. Здесь же я попробую пойти дорогой фактов и логических умозаключений. И факты эти надо излагать по порядку, без эмоций.
1) Глубина раскаяния немецкого народа.
Моя младшая кузина Сара, родившаяся уже в Германии и даже не говорящая по-русски, в первый же день взяла меня в берлинский мемориал Холокоста. Мемориал этот находится в центре города, в районе Рейхстага, он занимает огромную территорию. Туда приводят каждого немецкого школьника, любой человек в Берлине был там хотя бы раз. Мемориал этот - немецкий аналог Яд-ва-Шема, с Яд-ва-Шемом там прямая компьютерная связь и общая база данных. Создание и работа Мемориала регулируется специальным правительственным законом. Об этом месте рассказывать можно долго, но я не буду, а скажу лишь одно. Так получилось, что во время нашего посещения там были большие русские и израильские группы, поэтому нам предложили сопровождающего по-английски. Тут же я увидел в стороне группу сопровождающих, стоящих без дела. На мой вопрос ответили, что это специальные люди, дающие объяснения на арабском и на фарси. Тогда я выбрал фарси и мне всё рассказали на таджикском диалекте. Я спросил парня, немца, уроженца Германии, много ли у него работы на этом языке. Он сказал, что основная работа - за пределами Мемориала. Т. е, немецкое правительство платит деньги и ведёт проекты, чтобы рассказать иранцам и арабам об ужасах Холокоста, донести эту правду. Раскаяние немцев глубоко и искренне, оно видно во всём. В том, с какой жёсткостью пресекаются антисемитские инциденты. В том, как реагируют люди на эту тему. Израильтянин, с которым мы летели обратно, живёт в Иерусалиме и постоянно мотается в Германию по работе. Он рассказал мне, как цинично используют иногда эти чувства молодые израильтяне. На фестивалях наркотики продают наши, прямо под израильским флагом. Они его специально вывешивают, полиция предпочитает терпеть беспредел, чтобы не обидеть евреев. Однажды Йоси (так звали моего попутчика) стал свидетелем безобразной сцены в метро. Израильтянин ехал без билета и его поймал контролёр. Там за это положено 40 евро штрафа. Но наш герой не хотел платить, он решил разыграть сцену: "Стреляйте в грудь коммуниста!" Он картино поднял руки, как на фотографиях из концлагеря, и закричал: "Я еврей! Убей меня, я еврей!" Сидевшая в вагоне пожилая немка встала и заплатила за него штраф, а потом вышла из вагона. Йоси был готов провалиться сквозь землю от стыда.
В Берлине мало полиции, но всегда охраняют еврейские кладбища, синагоги, израильские самолёты сопровождает сзади бронетранспортёр. Я многое увидел там за эти дни. И если это не раскаяние, то я не знаю, что такое раскаяние.
2) Насколько нынешнее поколение живущих в Германии ответственно за Холокост?
Я полагаю, что коллективная ответственность - скользкая дорожка. Я, находившийся в Таджикистане до 1992 года, не могу нести ответственности за приход Рахмона к власти и его кровавые преступления. Я делал всё, чтобы он не пришёл, но выборов в те дни не проводилось. Я, как и любой человек, могу отвечать лишь за то, что совершил сам, за то, что мог сделать, но не сделал. И никак не за то, что делали или не делали мои предки. Если сужать, то отвечать должны те, кто, будучи совершеннолетними к 1933 году, пришёл тогда на выборы и отдал свой голос нацистам. Самому молодому из этих людей должно сегодня быть 97 лет. Но не каждый почти столетний старик тогда голосовал, и только треть - за Гитлера. Я полагаю, что таких людей в Германии не осталось. Но даже если расширить понятие ответственности на всё то поколение (что не совсем коректно), легко увидим, что даже те, кому исполнилось 18 в 1944 году,сегодня глубокие старики, им 86 лет. Все, кого мы можем увидеть и встретить на улице в нынешней Германии, родились после войны. А большая часть народа родилась вообще не там. Я полагаю, что наступает момент, когда надо закрыть тему ответственности. Ответственные уже в могиле. А их дети и внуки лезут из кожи, чтобы загладить вину.
3) Об уникальности Холокоста. Уникальность Холокоста стала в современном мире аксиомой и спорить глупо. Но давайте постараемся понять, в чём заключается данная уникальность. Идеи убийства, уничтожения целых общностей, геноцида, расизма не новы в этом мире. Они были и до, и после Холокоста. Да что там далеко ходить, достаточно открыть Интернет. Я опасаюсь расширительных аналогий, но знаю хотя бы один случай в ХХ веке, уже после Холокоста, когда правительство государства целенаправленно и открыто пыталось уничтожить целый народ. Я имеюв виду резню в Руанде. Уникальность не в идеях, уникальность в масштабах, длительности, организации. Да, организация и порядок - очень немецкие качества. В берлинском метро всё работает как часы, а ведь в час пик поезда следуют с интервалом в минуту. Сами по себе организованность и любовь к порядку - положительные качества, в отличие от разгильдяйства. Просто они оказались направлены на страшное дело.У Гитлера было много времени и ресурсов на осуществление преступных планов, он годы контролировал большую часть Европы. В Руанде история дала убийцам около трёх недель. Но там успели замочить миллион тутси. А будь у них время и ресурсы нацистов, они уничтожили бы весь народ. Но бороться надо именно с идеями, а не с их той или иной реализацией. И идеи эти не уникальны, увы. Холокост уникален, но идеи антисемитизма тривиальны, в них ничего уникального нет. Они такие же по природе, как идеи уничтожения тутси.И, если быть до конца честным, нельзя поставить знак абсолютного равенства между идеями Гитлера и идеями того же Ахмединежада. схожими могут быть последствия.
4) Как сделать так, чтобы это не повторялось? Потому что это повторяется, увы. Говорят: "Воспитывать в людях толерантность." Но есть ведь и другая сторона вопроса: "А в каких людях мы в состоянии что-либо воспитать, как далеко распространяется наше влияние?" На немцев и французов? Допустим. На папуасов? Сильно сомневаюсь. Поэтому, переформулируем задачу. Как сделать так, чтобы нигде на Земле не приходили к власти сумасшедшие люди, движимые людоедскими идеями? И как остановить их, если всё же они к власти пришли и получили контроль над средствами массового уничтожения, армиями, спецслужбами? Вся история войн ХХ века заставляет нас искать ответы именно на эти вопросы.
А у немцев - такой себе нацпроект, еще одно "свидетельство процветания".
У нас на Поклонной есть музей Победы, там есть часть экспозиции, вроде как. (Кстати! говорят Панораму отремонтировали!!! оохохохо!!!)
Мне было очень неловко, когда в Яд-Вашем к русским причисляли, простите за шовинизм, хохлов, грабящих и насилующих евреев. Фото там имеется. Да и без фото известно, кто в полицаи шел.
И молодые ребята, осматривавшие стенд, не понимали: как так, это - русские? Те самые, кто всех в результате спас?
Наши партизаны - там представлены. Конечно, прежде всего через историю сбежавших евреев, присоединившихся к отрядам.
Уникальность не в идеях, уникальность в масштабах, длительности, организации.
Даже не в масштабах и длительности, а именно в организации. В том, что все делалось с холодной головой и по трезвому расчету последовательно и методично.
Ответишь?
Просто сейчас эти бабки уходят на Рашу Туудэй с колхозницей во главе, а во времена совка на СОД,, или как там его.. на культурные центры в разных странах, где преподавали русский, крутили фильмы, проводили выставки. Все это увеличивало лояльность простых граждан других стран. А сейчас - только быкование по-пацански, а все компетентные дипломаты, кто на пенсиии, кто уже умер.
А между прочим, фильм "Неизвестная война" Кармена не состоялся бы, не будь одного дипломата по фамилиии К. , мужа моей тети, который и выступил связующим звеном между американцами и своим другом.
это не раскаяние. Это расплата. Которая будет со временем все больше и больше вызывать раздражение у немцев.
Думаю, если бы не наличие турков и им подобных, раздражение на такую политику проявилось бы уже сейчас.
Довольно неопытная попытка увода от темы, учитесь дальше, и тогда удостоитесь эльфинга)
Кстати, если абстрактно отвечать: за что не любить толпу гопов, объединеннцю по нац. признаку любой национальности: за тупость, ограниченность, слабую активность поискового мотива и латентный психоз. Кстати вот в чем еще дешевка. Умныый тролль полез бы в словарь, поискал бы термины. Эх, учить вас бесполезно. Только железный прут в руки и по Камергерскому, под мою видеокамеру).
Кстати, по теме, приятель дяди таким же манипулятивным макаром бесплатно в поезде прокатился: на свой опоздал, и надо было выкручиваться. Он, по-моему, в конце поездки сам извинился, но все равно, это - неправильно.
А ангольские немцы, чьи предки сбежали еще в довоенные времена, аж с лица спадают, когда невзначай об этом тема заходит. Этот стыд за гомо сапиенсов в них вбит частично воспитанием, частично образованием. Да и то сказать, этот стыд - часть их идентичености теперь. В моей стране, к сожалению, такого чувства принадлежности своей ко всему человеческому сообществу все-таки нет. У последовательных коммунистов было, кстати, у просто образованных людей, у многих - было, у местечковых партийных античемитов, конечно - нет, да и у подворотневых портвейных пьяниц - нет. Мать вот с антисемитизмом в окружении столкнулась. когда ее коллега по работе просил устроить ео жену и при этом добавил: "но ты не думай, она - не еврейка". Охрененно, нашел, кому сказать. Ну и потом в перестройку со многими друзьями предкам пришлось расстаться, когда они показали свои животные инстинкты, куоторые все-таки явно нельзя было в совке обнаруживать.
К слову, в африканских странах местные сразу определяли, кто - расист, кто - нет. В сов.посольствах расистов было больше всего, но все-таки не все.
+1
А г-н ротмистр неизвестной армии уже повадился лицензии на национальности выдавать... Г-н Чачу, Ваше настоящее звание, часом, не ротенфюрер? А то больно уж Вы стремитесь соответствовать...
Да... Натуру в карман не спрячешь...
Слабо ответить мне в лицо?
Слабо ответить мне в лицо?
Если Вас это так расстраивает - ничем не помогу. Для приличных людей мой дневник открыт.