Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
Недавно у меня мелькнула мысль: "Вот все эти Киселёвы, Шевченки и Соловьёвы говорят вещи, с которыми я не согласен. А если бы они говорили то, с чем я согласен, если бы топили не против, а за Украину, например, мог бы я это смотреть?"

Нет, вряд ли. Вот у меня дома не менее 10 украинских каналов, но политические ток-шоу я и по-украински не смотрю. Тем более, ведут их зачастую беженцы из-за поребрика. Я всё больше предпочитаю всякие географические и этнографические передачи, на любом языке. И дело не столько в том, что они говорят, сколько в том, как они говорят. А говорят они жутко.

К тому, что я привык считать русской культурой, всё это имеет примерно такое же отношение, как бурятские "бойцы" ДНР к наследию Чингиз-хана. Я сомневаюсь, помнит ли тот же Киселёв хоть одну строчку из Фета? Читал ли он раннего Маяковского, понимает ли Бродского? Не стихотворение "На независимость Украины" (его они все читали), а скажем, "От окраины к центру". Что думает тот же Соловьёв о творчестве Лескова или хотя бы Салтыкова Щедрина? Единственная линия, которую они ведут от русской традиции, это паноптикум юродивых на экране. Но ведь традиция этим далеко не исчерпывается.

Да ладно уж, не буду приставать с классиками, когда эти шоу-мены последний раз слушали гармонь?

А ведь именно эта оторванность от земли, от корней и привела их туда, куда привела. Когда они поднимали руку на Украину, они не понимали, на что они поднимают руку. И они не думали, каких демонов вызовут из глубин. Когда они орали "крымнаш", они не представляли, что Крым будет не "наш" и не "их", что его вообще не будет. Что того привычного, многократно воспетого, лениво-курортного Крыма просто не станет. А что придёт ему на смену, будет чем-то новым, очень неприятным, и уже не важно, чьим. В конце концов, украинским, но это не важно. Как не стало и никогда уже не будет довоенного Грозного. То, что там сейчас есть, это пародия на Дубай. Центральная улица пародии называется проспект Путина, над каким-то небоскрёбом даже реет российский флаг. Пока ещё реет. Но это не Кавказ в том смысле, в каком он описывался в русской литературе. С этим псевдодубаем Россия не знает, что делать. Она не знает, куда себя деть, когда в прямом эфире празднуют изнасилование очередной Эльзы. Понятно, что их насиловали и раньше, но как-то не в прямом эфире. А стыдливо, в доме "мужа", опасаясь глаз райуполномоченного КГБ. В нынешнем Грозном есть улица Пушкина, но Пушкина там уж точно не читают. Там вообще ничего лирического не читают, разве что Коран.

Причём, иногда их, киселёвых, мучат какие-то фантомные боли, тоска по прошлым простоте и ясности. "Мыжебратья", только хохлы этого не понимают. Но когда они обращают взоры туда, где по их мнению, "была" Украина... Украина, которую они же сами объявили умершей, они не находят там никаких хохлов из старых шовинистических анекдотов. Хохлы замёрзли, точнее отморозились, "сало уронили". Вместо них у всех на глазах возникает новая нация: сильная, самодостаточная, дерзкая, умеющая за себя постоять. И не дай им Бог встретиться с этой нацией на поле боя лет, скажем, через пять. У современной Украины нет фантомных болей, гангрену отрезали вместе с пальцами, но болей нет. Больно уж опасной была та гангрена, слишком уж тяжёлую операцию пришлось перенести. Но самая фишка даже не в этом.

Самая фишка в том, что украинцы, прибалты, а теперь и белорусы, глядя на тех, кто населяет бывшую метрополию, не видят в них даже русских или советских. "С русскими," - говорят они: "у нас тоже не всё и не всегда было гладко. Но то были русские. А это - не русские. Это какие-то вассалы Рамзанчика, которые платят дань и обсуждают, хорошо ли насиловать Эльзу в прямом эфире и обрезать ли клиторы дагестанкам. Мы не знаем и не хотим знать этих людей. У нас разная с ними повестка дня, нам не о чем даже спорить. Верните Крым и Донбасс и закройте дверь с другой стороны." И, что самое страшное для них, даже жители Крыма не признают в новых хозяевах русских. Это не те русские, которых они ждали и видели в ватных снах. Именно поэтому так много крымчан восстанавливают украинские документы и получают метрики на детей на материке. Не в санкциях дело, вся Россия под санкциями. Дело в непризнании.

До оккупации Крыма тоже не было никакого единства России и Украины. Но была какая-то иллюзия некой его возможности. И в иллюзии этой жили десятки миллионов людей с обеих сторон. Как религиозные евреи живут в иллюзии близкого прихода Мессии. Люди ругали свои власти, делали свои дела, жили своими жизнями, но у них была вера в разрушеный злыми силами Союз, в возможность где-нибудь когда-нибудь как-нибудь всё отыграть. При лучшей власти, не при этой жизни, после прихода Мессии. Теперь иллюзий больше нет, нет ни кацапов, ни хохлов. Есть Европа, Азия и линия фронта между ними. И адепты обеих сторон пытающиеся переорать друг друга в пародиях на американские телешоу.

При Кучме любили говорить "Украина - не Россия". Сейчас стало ясно, что и Россия - не Россия. Это даже не Россия, которую кто-то там потерял. Это что-то среднее между Бурятией и Чечнёй, с вариантом православия, всё больше походящим на пародию на ислам.

И поэтому, если кто-то вдруг хочет остаться русским, пусть окружит себя старыми книгами, фильмами и картинами, пусть слушает гармонь и собирает частушки. Это очень еврейский опыт, "нести свою Родину в себе самом", но другого ничего нет.

"Лучше совсем остаться без Родины, если она - бандит!" - кричит нам таджикский поэт Бозор Собир. Но это не наш случай, никто из русских не остался без Родины. Есть Беларусь, например, там всё по-старому пока, там жива ещё русскость. Это Россия осталась без русских, это Москва выбрала Грозный. И поэтому пусть орут Соловьёвы, Аллах им судья. И упоминание Аллаха здесь - отнюдь не риторическое.

Комментарии
23.07.2017 в 20:53

Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
нщеш, кое-что из описанного делаем и мы, ни разу не русские. Новый год, книги, соленья, кухни... Хеллоуин, правда, не празднуем и по деревяшке не стучим. Понимаете, дело не в том, какие вы на самом деле, а в том, какими вас видят, какими вас показывают. И тут ж вопрос не ко мне.
Сергей Николаевич, речь не только о терроризме. О культурных векторах, назовём это так.
23.07.2017 в 21:20

Песни не отменить. Лета не избежать.
Коротко помечу, что в забвении русских обычаев нет ничего плохого. То, что тебе нужно, ты не забудешь, то, что умирает, и так умрет.
23.07.2017 в 22:42

"Удивительно, сколько всего случается, если вести дневник каждый день; а если пропустишь месяц, кажется, не было ничего, о чем стоит писать." О. Дуглас
Человек с ружьем, Аж розчулився від коментарів... :alles: Особливо останній коментар якось класно зайшов...
23.07.2017 в 22:55

Bats
Народы без комплексов этим не занимаются. Какая-такая национальная кухня у англичан? Может англичане ходят в специальной английской одежде?
strukturnyj_elf, национальная кухня у англичан очень особенная и англичане предпочитают именно свои fish and chips, пудинги и spotted dick. Ну и да, одеваются они тоже достаточно характерно. У англичан комплексы?
23.07.2017 в 23:49

We cannot become what we want to be by remaining what we are
Какими нас показывают, это вопрос к тем кто показывает, ибо они выполняют определенный социальный заказ. Современные ток-шоу, программы Киселева и подобные им не имеют ничего обшего с русской культурой. Она, к счастью, есть и сохряняется. Она мало представлена на центральном тв, но русская культура и не предназначена для ток-шоу и прочих шоу.

В региональных городах у нас создаются прекрасные этнографические музеи, создаются зачастую энтузиастами, унас есть прекрасные русские спектакли, сохряняются песни, та же литература никуда не делась. Помимо куличей и яиц на Пасху есть блины на маслинецу, многие несут светить яблоки на Яблочный Спас. Можно приводить и другие примеры. Есть прекрасные современные русские художники, картины которых передают национальную самобытность, нкуда не делась русская музыка, хотя вот ее авторы, в основном, принадлежат прошлому. А гармонь и ча тушки слишком примитивное представление о русской культуре.


В Израиле религия не отделена от государства, поэтому обязательны шаббат и кашрут. Да, в Израиле достаточно большой процент, даже не религозного населения, старается соблюдать традиции. Но среди многих светских жителей Израиля, кашрут по крайней мере дома, может не соблюдаться. Конечно, ребенку никто не даст в школу бутерброд с сыром и мясом, но дома его кушать будут. В Израиле даже можно купить свинину. У вас в поселении никто не оденет галстук, но в Тель-Авиве, Хайфе, Нетании и Беер-Шеве можно встретить мужчин в костюме и галстуке, а девушек в миниюбках и не только с открытыми локтями, но и плечами. Одежда и кухня несслишком удачный пример, та же вышиванка, которую вы показывали недавно, красивая, но разве она имеет отношение к Украине? Украинские вышиванки другие, а вот греки опознают в этой вышиванке свою национальную одежду.


Америкмнцы тоже массово и ежедневно не ходят в ковбойских костюмах, одежда в данном случае не показатель. Что касается еды, традиционный английский завтрак, это кстати не овсянка, full english breakfast это: фасоль, поджаренный бекон, яичница, свиная колбаска, ошпаренный помидор, и гора картошки фри. Овсянка ушла в прошлое. Многие русские блюда и блюда других стран так же канули в прошлое. Многие были заимствованы другими народами. Тот же форшмак уже давно не ассоциируется с еврейской кухней.
24.07.2017 в 01:59

Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
*Anwen*, народ хранит традиции лучше, чем те, кто с экрана тельняху рвёт за всё русское, я уже понял. Поймите, те, кто святят яблоки на Яблочный Спас, в своей массе не лезут в эту войну на Донбассе. А какие-то парни из Грозного лезут. А в телевизор лезут другие парни, тоже не самого славянского вида. Правда, не из Грозного, а скорее, мои соплеменники. И поэтому те посланцы страны, которые несут её "бремя белых", наводят на мысли... Русского народа как бы нет в медиаполе, но все выступают от его имени.

Насчёт поселенчества: это особый стиль. Здесь тоже можно встретить девушку в мини-юбке и даже, о крамола, купить свинину. Но тема галстука и костюма - не религиозная, а именно поселенческая, так мы как раз отличаемся от ультрарелигиозных в костюмах. Кашрут мы соблюдаем как раз дома, а в ресторане можем и креветки скушать. Причина: чтобы в нашем доме могли есть наши религиозные друзья.
24.07.2017 в 08:02

У меня создается впечатление, что российское телевидение смотрят на украине и в Израиле ;) Большинство россиян при вопросе "Кто такой Киселев?" начинают вспоминать фамилии своих знакомых. Что касается еды: гамбургер исконно немецкое блюдо, кока-кола - изначально индейское (причем, не североамериканских индейцев), а есть индейку придумали ирландцы. Кстати, таки да, ленина вышиванка никакого отношения к украинской не имеет, впрочем, как и сама Лена к украинцам, потому что она с Донбасса, а Донбасс - не украина, что признал непосредственно Киев, сдав сначала здание СБУ, а потом начав бомбить. И не надо сравнивать Донбасс и Палестину - понятия не сравнимые.
24.07.2017 в 09:41

С уважением, Сергей Николаевич
*Anwen*,
В региональных городах у нас создаются прекрасные этнографические музеи, создаются зачастую энтузиастами, унас есть прекрасные русские спектакли, сохряняются песни, та же литература никуда не делась.
Вот точно!
К сожалению, мало что могу сказать про спектакли. Но музеи, созданные энтузиастами, это очень интересное явление. Особенно, после советских музеев, где показывалось порой что-то уж совсем запредельное. И вот в эти музеи народ валом валит.
24.07.2017 в 09:46

Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
Sungold, логика запредельная. Охотно верю, что живёте в тайге и телевизора не смотрите. Выходит, Сталин, сдав Минск, а потом начав его бомбить при освобождении, признал белорусов немцами. Насчёт индейцев и кока-колы - смелое предположение.
24.07.2017 в 22:56

We cannot become what we want to be by remaining what we are
Человек с ружьем, поэтому и не стоит судить о существование или забвении русской культуы по центральному тв. Это шоу и пропаганда, причем весьма отвратительные. Если говорить о том же тв, у нас есть прекрасный канал Культура, показывающий прекрасные передачи и фильмы, как раз о русской и мировой культуре, мой друг, живущий в Беер-Шеве, его регулярно смотрит.

Если опять вернуться к центральному тв, есть очень большая группа людей, которые смотрят эти шоу и которым они нравятся, и которые разделяют идеи звучащие в них. В определенные периоды, например, в революции, в период социальных и экономических изменений, в такие, как у нас был период 90-х, происходит в определенном смысле плебеизация общества, сейчас как раз пожинаются ее плоды.Не так давно, прочла хорошую мысль, что сейчас не Россия поднимается, а Советский союз пытается вылезти из гроба.

Определеные идеи могут находить понимание у людей не только людей зомбированных кисилевскими и им подобными шоу, но даже не испытывающих восторга от того что происходит в стране в целом. То же присоединение или возвращение Крыма поддерживают не только зомбированные ватники, но и достаточно умные, образованные люди. Тот же А. М. Городницкий к примеру, да и много не столь известных да и совсем неизвестных людей.

Из метрополии и из включенных в ее состав регинов, взгляды действительность могут отличаться. Митрополия во многом интернациональна, в ней не так важна национальная и этническая составлющая, более важна идея общего пространства, митрополия легко впитывает элементы культуры своих национальных регионов, она абсолютно лояльна к ним, так как они не несут угрозу культурной и этнической составлющей, они не ассимилируют митрополию. Ассимилировать может как раз митрополия, особенно немногочисленныем народы. Причем, в регионах митрополии самоидентификация проявлятся, не только по отношению к митрополии, но и в отношении других нетитульных наций. Еще в глубокое советское время в начале 70-тых отца моего знакомого, армянина по национальности изгнали из семьи и фактически прокляли за то, что он против воли семьи женился на осетинке, по представлениям семьи, он должен был жениться только на армянке.

И еще один пример к теме кухни и блюд из предыдущего разговора. Еще лет 10 - 7 назад, в греческих тавернах, когда кто-то просил картошку фри (french fries, chips) владельцы или распорядители кривились и возмущались,что у них таверна, ресторан национальной греческой кухни, а не фаст-фуд. Уже лет 5 как, картошка фри самый распространенный гарнир в традиционных греческих тавернах, который подают по умолчанию, и если ты не хочешь картошку фри в качестве гарнира, это надо специально оговаривать.

Собственно, в том, что за пределами России о стране впечатление создается во многом по тем передачам, которые транслируют проправительственные каналы или говорят российские политики, Вы правы, но это ложное впечатление и неадекватное восприятие. Даже поддерживающих присоединение Крыма к России, нельзя всех грести под одну гребенку и записывать в ватники. Даже среди поддерживающих далеко не каждый полезет на войну в Домбассе, но даже далеко не каждый пойдет на пропутинский митинг или будет голосовать за ЕР, именно потому, что не разделяет в целом проводимой политики, особенно внутри страны.

Активизация восстановления украинских документов и выправления метрик, мне кажется связана не только с названными Вами причинами, но еще и с безвизовым режимом между Украиной и ЕС, не будь этого соглашения, процесс востановления и выправления не был бы столь активен. Санкции тоже играют свою роль. Крымчане не могут нормально пользоваться банковскими картами международных платежных систем, могут испытывать проблемы с получением виз в ЕС и ряд других стран, даже гугл и фейсбук оказываются для них заблокированным. А еще, не знаю, насколько это так, но детей, приехавших вместе с родителями из Крыма в Украину, например, в гости кродственникам или друзьям, не выпускают обратно из Украины и родители вынуждены выправлять метрики.
25.07.2017 в 08:25

Даже самый суеверный человек не откажется от 13й зарплаты
Говорить о посконной русской культуре после Петра Первого и Екатерины Второй как-то... ммм... странно что ли.