Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
На чужих ошибках учиться лучше, чем на своих. Но когда мы были молодыми и грянули сначала восьмидесятые, а потом девяностые, нам не у кого было учиться. Как поётся в иронической песне Юлия Кима:

Все потому, что против органов закона
Мы умеем только спорить горячо,
А вот практику мы знаем по героям Краснодона
Да по "Матери" по горьковской еще.

Что могли знать вчерашние советские школьники, да и матёрые диссиденты тоже, о том как работает настоящая демократия, с её сдержками и противовесами, как функционирует конкурентная рыночная экономика, что критически важно, а что бутафория.

Мы знали, что то, что есть у нас -плохо, но не знали, как сделать хорошо. Вы спросите: "А почему вы решили, что то, что было у вас - плохо? Может быть, и в этом вы ошибались?" Что ж, отвечу. Имеются объективные критерии оценки уровня жизни. Все эти количества и качества квадратных метров на человека, средние продолжительности жизни, урожайности с гектара, количество абортов на одну женщину, асортимент магазинов, количество частных автомобилей и телефонных номеров, это вот всё. И скрыть образовавшуюся пропасть между Западом и СССР никакие железные занавесы были не в состоянии. Как не могли они скрыть и того, какие жертвы принесли народы СССР в ХХ веке, при установлении коммунистического режима, включая роковую ошибку Сталина, взявшего курс на союз с Германией и раздел Европы с Гитлером вместо союза с англо-саксами. Ведь Гитлер в 1939 это не Гитлер в 1941, в 1939 он был слабей. Да, я понимал, что и англо-саксы - не няши, но до сих пор считаю, что последствия Второй мировой для СССР могли бы быть не такими катастрофическими.

Конечно, в общих чертах мы кое-что понимали, какие-то идеологи и экономисты были. Я уже в 1989 году осознал неизбежность распада СССР, например. Понимал, что процессы в каждой республике пойдут по-своему. Но уже в огне таджикской гражданской войны я начал сравнивать то, как это произошло у нас и то, как пошло в Кыргызстане. И из этого сравнения вынес одну из самых важных жизненных мудростей, которой руководствуюсь по сей день.

Если сравнивать Таджикские и Киргизские ССР в 1985 и Таджикистан и Кыргызстан в 2017, мы увидим, что и там, и там произошли похожие процессы: перевороты, смены региональных элит, сначала крушение старой, а потом создание новой экономик, обеднение, трудовая миграция, увеличение роли Китая, отъезд некоренного населения. Обе страны остаются в российском форватере. Но, как говорил Василий Ивыныч из анекдота, есть нюанс.

В Таджикистанев войне погибло около 150 тысяч человек, в Кыргызстане за весь период около 5 тысяч (в основном, в Оше). Уровень жизни и инфраструктуры в Кыргызстане сегодня намного выше, хотя в 1985 году был примерно одинаков. И это при том, что в Таджикистане уровень жизни быстро растёт, а в Кыргызстане стоит. В самой нижней точке, где-то в 1997, разрыв был просто критическим. Я намеренно не включаю в уравнение другие среднеазиатские республики бывшего СССР, там пошли иные процессы и старые кланы сохранили власть.

И в Душанбе, и в Бишкеке в 1990 году были митинги, но в Душанбе в феврале и закончились они бойней, а в Бишкеке в октябре и бойню удалось остановить. Потому что киргизские элиты смогли выдвинуть консенсусную фигуру Акаева, который перевёл страну через переходный период бескровно, а потом (2005) был свергнут согласно сложившейся уже традиции бескровных митинговых переворотов. Потом также свергли Бакиева и Алмазбек завершил стабилизацию новых элит.

Таджикские элиты не проявили готовности к компромисам, а потом, через год, сделали ставку на конфронтационную фигуру Набиева, неспособную к диалогу. Когда же начало гореть, предпочли союз северных и южных (кулябских) элит против центра и гор, что и предопределило неизбежность гражданской войны.

Мои выводы:

1) Если ты видишь какой-либо процесс как разрушительный, угрожающий всему вокруг и тебе лично, но неизбежный, надо делать всё, чтобы замедлить его скорость. Дальше система либо привыкнет к происходящему, низкая скорость переведёт революцию в эволюцию, либо даже выработает противоядие. Иначе может случиться взрыв, падение всего и вся, а потом, на руинах, будет твориться нечто новое. Для конкретных людей, многих конкретных людей, разница между быстрым и медленным процессами - вопрос жизни и смерти в прямом смысле этих слов, вопрос потери всего и бегства либо тихой выгодной реализации этого всего и тихого переезда.

2) Удачный компромис лучше номинальной победы, которая зачастую оказывается хуже поражения.

3) То, что исторически предопределено - случится. Вопрос лишь в том: как? Какой ценой? Какими будут жертвы. Распады СССР, Югославии, Чехословакии, Эфиопии и Судана - по сути одни и те же процессы. Но происходили они очень по-разному.Также, как по-разному объединялись Германия и Йемен и будут объединяться Кореи.

Когда я был уже в Израиле и грянули соглашения с палестинцами, известные как Осло, я уже понимал не только, что происходит, но и как это может происходить. И, замедлив скорость разрушительных процессов, поселенцы спасли Израиль от крушения. Для Израиля 2017 года появление метастазного Палестинского государства не будет означать крушения, мы уже выработали противоядие и создали противоракетные комплексы. Это будет очень неприятно, очень больно. но страна выживет, а наши дети или внуки восстановят териториальную целостность. Для Израиля 1994 года Паестинское государство рядом с Тель Авивом означало угрозу гибели, Армагедона. Пошли бы сепаратистские бунты арабов внутри самого Израиля, потом бы нас объявили апартеидом и потребовали бы возвращения беженцев, а дальше - сценарий ЮАР.

сараево и Братислава - столицы независимых государств, образовавшихся в 90-е, в результате распада других государств. Обе страны славянские, языки похожи. В обоих городах ходит трамвай. Только виды из окна трамвая различны, в Сараево до сих пор много руин.

Комментарии
22.08.2017 в 14:02

Миром правит не тайная ложа, а явная лажа.
Англо-германская декларация, 1938 год
ru.wikipedia.org/wiki/Англо-германская_декларац...(1938)
Дюссельдорфское соглашение, 1939 год
ru.wikipedia.org/wiki/Дюссельдорфское_соглашени...(1939)
22.08.2017 в 14:14

Параноидальный шизофреник с нарциссизмом и религиозным психозом
включая роковую ошибку Сталина, взявшего курс на союз с Германией и раздел Европы с Гитлером вместо союза с англо-саксами.
После того, как европейцы кинули СССР и тянули кота за яйца в переговорах?

Ведь Гитлер в 1939 это не Гитлер в 1941, в 1939 он был слабей.
Угу, слабей. Правда, этот более слабый Гитлер менее чем через два года зохавал всю Европу.
22.08.2017 в 14:24

Параноидальный шизофреник с нарциссизмом и религиозным психозом
Англо-германская декларация, 1938 год
ru.wikipedia.org/wiki/Англо-германская_декларац...(1938)

И франзузы от них отстали всего на пару месяцев
22.08.2017 в 14:24

fire-dragon
Человек с ружьем, Украина нифига не "прорусская", за 3 года угробила 3-4 миллиона людей.
Так что ссылка на то что кто в русском фарватере, тот на горе трупов в корне не верна.
22.08.2017 в 14:31

Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
strukturnyj_elf, в Википедии нет статьи с названием: "Англо-германская декларация". Исправь первую ссыль. И не путай картельный раздел между монополиями (экономический) и военно-политический. Это по поводу второй ссылки.
Neuro Nougami, понятно, что тянули. Никто не говорит, что они няши. Но не имея чёткого договора о разделе со Сталиным и пакта о ненападении, Гитлеру труднее было бы решиться на авантюру. К тому же, у него не было тогда границы с СССР. Как и у англо-саксов. Сохранение Польши как буферной зоны было в интересах СССР.

Там каждый месяц имел значение. Не то, что год.
22.08.2017 в 14:35

Миром правит не тайная ложа, а явная лажа.
Человек с ружьем, Википедии нет статьи с названием: "Англо-германская декларация". она там была только что. буквально пол часа назад. Кто её удалил или переименовал - мне не ведомо
22.08.2017 в 14:38

Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
fire-dragon, во первых, ты не понял написанного. Во-вторых, у тебя галюцинации. Какие 3-4 миллиона?
22.08.2017 в 14:38

Миром правит не тайная ложа, а явная лажа.
Вот снова есть под тем же названием.Но адрес другой
ru.wikipedia.org/wiki/Англо-германская_декларац...(1938)
22.08.2017 в 14:43

Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
strukturnyj_elf, пишет, что такой статьи нет. Может, она только в пределах РФ открывается?
22.08.2017 в 14:45

Миром правит не тайная ложа, а явная лажа.
пишет, что такой статьи нет. Может, она только в пределах РФ открывается?

Нет. Какая-то гнида раз за разом удаляет статью
22.08.2017 в 14:46

Добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего, чем просто добрым словом (с)
strukturnyj_elf, ru.wikipedia.org/wiki/Англо-германская_декларац...(1938)
И? После 15 марта она полностью потеряла актуальность, как и Дюссельдорфское соглашение, так и не вступившее в силу.
Стало понятно, что договариваться с Гитлером не о чем.
:cat:
22.08.2017 в 14:48

Добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего, чем просто добрым словом (с)
Человек с ружьем, это какой-то глюк вики, если в поиске забить англо германская декларация 1938, то ссылку нормальную даёт, всё открывается.
22.08.2017 в 14:49

Миром правит не тайная ложа, а явная лажа.
Нет. Не удаляет. Почему-то ссылка не открывается именно из комментария. Хрен знает почему.
22.08.2017 в 14:53

Миром правит не тайная ложа, а явная лажа.
И? После 15 марта она полностью потеряла актуальность, как и Дюссельдорфское соглашение, так и не вступившее в силу.

Две ситуации: СНАЧАЛА англосаксы позволяют Гитлеру поглотить Чехословакию и подписывают с ним декларацию о ненападении, ПОТОМ СССР делит с Германией Польшу и подписывает договор о ненападении. С точки зрения Человека с Ружьём это доказательство того, что Сталин отказался от союза с англо-саксами.
Л - логика.
22.08.2017 в 15:02

Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
strukturnyj_elf, когда СССР подписывал свой пакт, они знали, что та декларация будет нарушена. Так зачем? Если Гитлер априорно не соблюдает ничего. Зачем (с практической точки зрения) создавать общую границу с такой страной?
22.08.2017 в 15:04

Параноидальный шизофреник с нарциссизмом и религиозным психозом
она там была только что. буквально пол часа назад. Кто её удалил или переименовал - мне не ведомо

Это глюки вики, скорее всего из-за того, что ссылка в строке браузера отображается вроде как кириллицей, но по факту это километровый набор латиницы.

Вот так должно сработать
22.08.2017 в 15:08

Миром правит не тайная ложа, а явная лажа.
когда СССР подписывал свой пакт, они знали, что та декларация будет нарушена.
Ещё раз. Сначала англичане подписывают декларацию с Гитлером и только после этого Сталин подписывает договор с Гитлером. Как из этого вытекает то, что Сталин отказался от союза с англо-саксами, а не англо-саксы отказались от союза со Сталиным?
22.08.2017 в 15:14

Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
strukturnyj_elf, СССР не надо было ничего делать для такого союза. Просто ждать. Но Сталин предпочёл договариваться с Гитлером, что не было необходимостью. Нет границы, напасть сложно.
22.08.2017 в 15:17

Миром правит не тайная ложа, а явная лажа.
Человек с ружьем, То есть нужно было ждать пока Гитлер защищая угнетённых остзейских немцев введёт войска в Эстонию. А в 1941 году начнёт наступление на Ленинград прямо от Нарвы. Так?
22.08.2017 в 15:20

Параноидальный шизофреник с нарциссизмом и религиозным психозом
Но не имея чёткого договора о разделе со Сталиным и пакта о ненападении, Гитлеру труднее было бы решиться на авантюру.
Но с другими то пакты о ненападении (Англия, Франция, Польша плюс капали на мозг Прибалтике и Скандинавии) уже были. Поэтому имея формально прикрытый тыл, Гитлер мог точно также двинуться на СССР, а Франция и Англия весело бы хрустели попкорном, глядя как Германия и СССР радостно перемалывают друг друга. А если вспомнить, как союзники кинули Польшу, которой типа должны были помочь - вряд ли есть сомнения в том, что они бы немедленно открыли второй фронт в помощь СССР.

К тому же, у него не было тогда границы с СССР. Как и у англо-саксов. Сохранение Польши как буферной зоны было в интересах СССР
Есть мнение, что Польша - это явно не то государство, на буферную мощь которого стоило бы надеяться. Особенно если вспомнить, что поляки заключили договор с Германией и надеялись примазаться к завоевательным походам на восток.
22.08.2017 в 15:23

Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
strukturnyj_elf, СССР мог обозначить красные линии, просто заявив о них. Наличие в той же Эстонии советских войск не сильно помогло.
22.08.2017 в 15:25

Миром правит не тайная ложа, а явная лажа.
красные линии
Красные линии - это навроде тех, что Обама в своё время обозначил? Или как Трамп с Северной Кореей?
22.08.2017 в 15:42

Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
strukturnyj_elf, красные линии это красные линии. Пересекут - война. И Гитлер Сталина в 1939 году боялся. Он ещё был слаб, а Сталин уже силён. Потом осмелел.
22.08.2017 в 15:45

Рабів до раю не пускають
Человек с ружьем, по сабжу.
Да хрен ты со стороны обывателя разглядишь что происходит и измеришь скорость процессов. А тем более замедлишь их или еще что-то сделаешь. Увы и ах, понять какой это процесс и какая у него скорость почти никогда никому не удается.
22.08.2017 в 15:57

We cannot become what we want to be by remaining what we are
Человек с ружьем,
《И, замедлив скорость разрушительных процессов, поселенцы спасли Израиль от крушения》

Как поселенцы замедлили скорость разрушительных процессов и каки?

Оттянули на себя какую то часть агрессии арабов, укрепили сионистский стержень государства,расширили территорию, создали буфер между палестинскими территоиями и основной территорией Израиля?

Что Вы понимаете под территориальной целостностью? Неперемежающиеся территори Израиля и Палеснинского государства? В этом случае, как по Вашему мнению должна быть разделена территория, тобы два государства были целостными?
Распространения Израиля на всю территорию между Египтом, Иорданией, Сирией и Ливаном, полная ликвидация арабских поселений и ПНА, возврат Газы, выселение с этих территорий арабов мучкльман в сопредельые арабские государства? Какова в этом случае судьба Восточного Иерусалима и его мусульманских святынь?
22.08.2017 в 16:33

fire-dragon
Человек с ружьем, Которые убыль населения. Тут на днях министр выступал с тезисами мол украинцы меньше стали есть.

Ехидные люди посчитали и уточнили, да меньше стали, потому что украинцев стало меньше на 3-4 миллиона. Но это так за последние годы.

Так что истинный "Голодомор" приходит в те республики которые выбирают "демократию".
22.08.2017 в 17:03

Человек с ружьем В Таджикистанев войне погибло около 150 тысяч человек, в Кыргызстане за весь период около 5 тысяч (в основном, в Оше). Таджикские элиты не проявили готовности к компромисам, а потом, через год, сделали ставку на конфронтационную фигуру Набиева, неспособную к диалогу Возможно, но в основном, я думаю, что ты не прав. Другие важны причины: в Кыргызстане уровень религиозного сознания ниже, а уровень общественных отношений - выше.

В обоих городах ходит трамвай. Только виды из окна трамвая различны, в Сараево до сих пор много руин
И снова причины другие. И да, не будем забывать о корнях. Никто не забыл зверства усташей, этнические чистки в отношении сербов, евреев и цыган.
22.08.2017 в 17:52

Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
**Kirill, один обыватель это один обыватель. 150 тысяч обывателей, до лидеров которых можно достучаться - уже сила. Если они действуют осознано - организованная сила. А чтобы понимать процессы, есть 3 источника: книги, глаза, опыт.
*Anwen*, события 1994-1996 годов в Израиле ещё будут описаны историками. Но главный бой был дан в парламенте. Утверждение соглашений Осло-2 было пировой победой Рабина. Голос, купленный за Мицубиши как-бы помог их провести, но отвернул народ от его политики. Я считаю, что заявление депутата Бени Алона в Кнессете, когда он сообщил, что один из организаторов убийства Рабина был агентом ШАБАКа и привёл доказательства (Алон нарушил закон, разгласил гостайну) было подвигом. Без этого Нетаниягу не победил бы и была бы гражданская война.
Я противник Палестинского государства вне сектора Газа. Я считаю, что нужно проводить политику поощрения репатриации, чтобы приехал ещё один миллион евреев, а потом предоставить всем жителям Иудеи и Самарии гражданство на условиях принятия присяги верности государству (которую должны будут дать и евреи), а тем, кто не захочет или даст и нарушит - вид на жительство. И ликвидировать Палестинскую автономию, сделав её арабской автономной областью.
fire-dragon, ты мне естественную убыль в убитых не записывай. А то я тебе 27 миллионов умученных в Гулаге нарисую.
kalinared, религиозный фактор играет некую роль, но он далеко не определяющий. И таджики не столь фанатичны в исламе, хотя и более религиозны, чем киргизы. А в клановых разборках исламисты тоже воевали на обеих сторонах. Сейчас никто не вспоминает мулло Хайдара и движение "Ошкоро", а они были настоящими исламистами. Но воевали за Народный фронт.
22.08.2017 в 19:02

Добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего, чем просто добрым словом (с)
Neuro Nougami, А если вспомнить, как союзники кинули Польшу, которой типа должны были помочь
Если бы Польша продержалась на месяц дольше, наступление на Западе имело бы смысл, и было бы технически возможным. Мобилизация и переброска войск во Францию из Англии и колоний требовали времени. Отсутствие сталинского удара в спину такой шанс давало.
:cat:

вряд ли есть сомнения в том, что они бы немедленно открыли второй фронт в помощь СССР.
Довольно логичный разбор
22.08.2017 в 19:14

Рабів до раю не пускають
150 тысяч обывателей это толпа. А толпа ошибается часто))

Отправлено из приложения Diary.ru для Android